Автошкола "Главная дорога"

Выбор скорости ночью и в условиях недостаточной видимости
При движении ночью на неосвещённых участках дорог, а также в условиях плохой видимости водитель должен выбирать скорость исходя из того, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости:
Так, например, движение ночью со скоростью 90 км/ч на неосвещенном участке загородной дороги с ближним светом фар крайне небезопасно: ведь расстояние видимости которое дает ближний свет всего около 30-40 м, в то время как минимальный остановочный путь при такой скорости - минимум 80 -90 м. 




При остановке / стоянке на подъеме кроме стояночного тормоза еще следует повернуть передние колеса так, чтобы при возможном скатывании автомобиля он оказался за пределами проезжей части, или не двигался совсем. 
Для этого, при наличии бордюра колеса следует вывернуть так, чтобы правое переднее колесо уперлось в бордюр протектором, исключая возможность скатывания.  
В случае отсутствия бордюра, выверните колеса так, чтобы скатившись, автомобиль укатился за пределы дороги.


Время реакции и время срабатывания тормозной системы
После того, как водитель среагировал на ситуацию и принял решение о дальнейших действиях, нужно еще время на то, чтобы эти действия начать выполнять (например, перенести ногу с газа на тормоз), а также время на срабатывание самой тормозной системы. 
Примечание: за 1 секунду автомобиль проезжает: на скорости 60 км/ч – около 17 м,  на скорости 90 км/ч  – 25 м.


Тормозной и остановочный путь автомобиля

Тормозной путь - Расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной остановки (В-С)
Тормозной путь зависит от массы факторов, среди которых: скорость и масса автомобиля, состояние дороги, способ торможения, техническое состояние автомобиля и шин и др.
Остановочный путь (А-С) - Это расстояние, которое проедет ТС  с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. 
Остановочный путь = путь за  время реакции +  путь за время срабатывания тормозной системы +  тормозной путь 





Движение по глубокому снегу и на грунтовой дороге в дождь

По глубокому снегу и на грунтовой дороге следует двигаться на заранее выбранной пониженной передаче, без резких поворотов и остановок:
Уменьшение или увеличение скорости приведет к проваливанию автомобиля в снег (грязь), из которых потом будет непросто выбраться.



Использование зимних шин
Использование зимних шин в холодное время года уменьшает возможность проскальзывания и пробуксовки колес на скользком покрытии. НО НЕ ИСКЛЮЧАЕТ ЕЕ! 
«Переобувать» резину рекомендуется при переходе среднесуточной температуры воздуха через +7 С 


Зависимость тормозного пути от степени износа покрышек

Длина тормозного пути зависит от состояния и износа шин. Поэтому:
1.  Регулярно контролируйте степень и равномерность износа покрышек. 
2.  Всегда учитывайте этот и другие факторы при выборе дистанции, особенно на мокрой или скользкой дороге. 


Зависимость тормозного пути от массы автомобиля

1.Чем тяжелее автомобиль, тем большую дистанцию перед собой должен выдерживать водитель.

2. Для легкового автомобиля на сухом асфальте оптимальная дистанция – расстояние, которое он проедет за 2 секунды.  
3. Тормозной путь автомобиля увеличится, если к нему добавить прицеп без собственной тормозной системы, так как возрастет его масса.
Прим. Автомобиль с прицепом -  это автопоезд,  который считается одним транспортным средством.



Действия водителя в случае заноса

Основные причины заноса (или сноса) – слишком резкие нажатия на педаль тормоза (газа), а так же резкий поворот рулевого колеса на скользкой дороге. 
 - Для прекращения заноса, вызванного торможением - прекратить торможение (убрать причину заноса)
 - В случае заноса (сноса) вызванного резким ускорением – ослабить нажатие на педаль газа. 
- Для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге водитель должен быстро и плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса (1), затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля (2).

Скорость автомобиля
Скорость автомобиля должна быть равной средней скорости потока транспорта:
двигаясь быстрее, вы будете вынуждены совершать массу лишних маневров, а при движении со слишком малой скоростью – создавать помехи другим ТС в потоке.
Запрещается выполнять необоснованные маневры в плотном потоке ТС.



Антиблокировочная система (ABS)
ABS (англ. Anti-lock braking system) — электронная система, предотвращающая блокировку колёс и потерю управляемости транспортного средства при торможении. 
- На автомобиле, оборудованным ABS, следует тормозить, нажимая педаль до упора в пол – электроника не допустит блокировки колес.

Особенности восприятия водителем скорости


Водитель воспринимает свою, а также скорость встречных ТС ниже, чем на самом деле, при следующих условиях: 
1. При длительном движении по загородной дороге (особенно с хорошим покрытием) ; 
2. В условиях недостаточной видимости (снегопад, дождь, туман), а также в пасмурную погоду; 
3. В темное время суток и в сумерки.

Аквапланирование (водяной клин)
Изношенный протектор способен отвести ничтожно малое количество воды, поэтому вероятность возникновения аквапланирования резко возрастает даже на небольшой скорости.


Движение в тумане, во время метели, дождя.
При движении во время сильной метели или дождя наилучшую видимость дороги водителю обеспечит включение ближнего света фар совместно с противотуманными фарами:
Передние противотуманные фары пересекаясь с ближним светом, усиливают его, тем самым улучшая видимость. 
Высоко направленный пучок света дальнего света будет попросту отражаться от частичек воды и снега и слепить самого водителя, но не освещать дорогу.

Если ABS нет или она неисправна
Если автомобиль не оборудован ABS (или если она неисправна - на приборной панели загорится иконка "ABS"), необходимо тормозить т.н. «прерывистым» нажатием на педаль тормоза, не допуская срыва колес в юз. 
 Важно: ABS – вспомогательная система! Она не дает гарантии от попадания в ДТП: в экстренной ситуации она поможет предотвратить срыв автомобиля в неуправляемый занос, однако полностью его не исключает.


Боковой ветер


Сильный порыв бокового ветра способен отклонить автомобиль в сторону обочины или встречной полосы. 
Причем, наиболее опасен он на участках выезда с закрытой местности, на открытую - когда водитель к нему совершенно не готов. 
Для предупреждения водителя в таких местах устанавливают знак «Боковой ветер» - водитель должен снизить скорость, и приготовиться к возможному отклонению автомобиля от курса.

Движение на крутых спусках (подъемах)


Длительное торможение с выключенным сцеплением (передачей) на крутом спуске опасно тем, что тормозные механизмы перегреваются и уменьшается эффективность торможения, вплоть до полного отказа тормозной системы. Чтобы этого не произошло, тормозить на крутых спусках следует только двигателем, выбирая передачу по принципу: чем круче спуск, тем ниже передача. 





Занос и выход из него

Действия водителя по выходу из заноса в первую очередь зависят от типа привода автомобиля. 
На любом приводе руль поворачиваем в сторону заноса задних колес (1).
На переднем приводе, дозированное увеличение газа способствует выходу из заноса – передние ведущие колеса как бы «вытягивают» задние, которые заносит (2). 
На заднеприводном автомобиле прекращению заноса способствует снижение скорости, которое достигается за счет уменьшения подачи топлива (2); 
При выходе из заноса стабилизировать автомобиль (3).   


Независимо от привода при заносе нельзя тормозить, выключать сцепление и передачу! 


Остановка / стоянка на подъеме














Для предупреждения скатывания автомобиля с механической трансмиссией при кратковременной остановке на подъеме следует привести в действие стояночный тормоз. 
Исправный стояночный тормоз должен удерживать в неподвижном состоянии автомобиль в снаряженном состоянии на уклоне до 23% 
С полной нагрузкой (разрешенная максимальная масса) на уклоне до 16%




Разворот с использованием прилегающей территории




При наличии прилегающей территории разворот может быть произведен с ее использованием.  
Однако, выполнять этот манёвр следует по кратчайшей траектории заднего хода и без пересечения задним ходом других полос. 
Разворот с использованием прилегающей территории справа: А – Правильно; Б – Не правильно



Обгон грузовых автомобилей

Если после длительного движения на безопасной дистанции за грузовым автомобилем у Вас появилась возможность совершить обгон, Вам необходимо сразу перестроиться на полосу встречного движения и начать обгон. 
Такие действия дадут возможность водителю грузового автомобиля заметить Вас, а у Вас появится хороший обзор, чтобы обеспечить контроль за изменением быстро меняющейся дорожной обстановки.




Как избежать заноса
Занос – следствие ошибки водителя.  Поэтому его проще предотвратить, чем ликвидировать его последствия.
 Чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота, необходимо соблюдать несколько простых правил:
1. Перед поворотом снизить скорость;
2. При необходимости включить пониженную передачу;
3. При проезде поворота резко не увеличивать скорость и не тормозить;
4. В случае необходимости использовать торможение двигателем.



Влияние центробежной силы на ТС при движении в поворотах
Центробежная сила, это сила, которая действует на ТС при прохождении поворотов. Направлена в сторону от центра поворота.
Величина центробежной силы определяется скоростью и весом транспортного средства, а также радиусом поворота. 
Наиболее эффективно добиться уменьшения этой силы можно снизив скорость, поскольку центробежная сила пропорциональна квадрату скорости: т.е. снизив перед поворотом скорость в 3 раза, Вы уменьшите действие центробежной силы в девять раз (три в квадрате = девять)


Движение в плотном потоке транспортных средств



При движении в потоке ТС наиболее безопасно двигаться со средней скоростью потока или близко к ней: 
Если скорость автомобиля отличается от средней скорости потока на 30 км/ч в большую или меньшую сторону, то вероятность дорожно-транспортного происшествия для водителя возрастает примерно в 10 раз!  При увеличении разницы до 60 км/ч, вероятность совершения аварии возрастает до 1000 раз!


Влияние центробежной силы на ТС при движении в поворотах



При движении в левом повороте (траектория А) правильно держаться ближе к встречной полосе, подальше от обочины, куда сейчас направлена центробежная сила (траектория Г).   
В правом повороте (траектория Б) наоборот, - держаться ближе к обочине, поскольку центробежная сила стремится вытолкнуть автомобиль на встречную полосу, к тому же встречные ТС «прижимаются» как раз ближе к осевой линии разметки (траектория А).    
Таким образом, траектории В и Г при движении в поворотах – не правильные


Проезд глубоких луж и других водных преград.
При проезде глубоких луж главная опасность заключается в том, что Вы не знаете, что находится на ее дне и где оно - это дно.
Поэтому скорость автомобиля должна быть минимально возможной.
Кроме того, при проезде лужи – намокнут тормозные механизмы, в результате их эффективность заметно снизится. Поэтому после проезда их можно «просушить» несколькими непродолжительными нажатиями на тормоз. Обязательно соблюдая меры безопасности. 





Водяной клин (аквапланирование)
Возникает при прохождении участков дороги с большим количеством воды на большой скорости – когда покрышка попросту не успевает отвести большое количество воды, которое находится в пятне контакта – машина как бы "всплывает". При возникновении аквапланирования автомобиль становится неуправляем. 
Тормозить можно только двигателем, а колеса держать прямо – при восстановлении сцепления с дорогой повернутые колеса вызовут бросок автомобиля в сторону, а зажатые тормоза - приведут к заносу. Единственный способ избежать аквапланирования – снижать скорость при проезде мокрых участков дороги.  


 «Экономичное» управление ТС
Ускорения и замедления автомобиля должны быть плавными: это не только резко снижает вероятность ДТП, но и существенно снижает расход бензина и износ всех механизмов автомобиля.  
Первая передача в машине нужна для того, чтобы тронуться с места: длительный разгон транспортного средства на первой передаче увеличивает расход топлива. Также расход горючего увеличивается, если использовать пониженные передачи на больших скоростях.

Контроль обстановки сзади через зеркала заднего вида
Водителю следует оценить обстановку сзади как при резком торможении, так и при торможении на дороге с мокрым или скользким покрытием – т.е. при любом торможении.
Однако знать, что происходит сзади, необходимо и при совершении других манёвров, и даже просто – при движении по прямой.
Это полезная привычка позволяет вовремя заметить движущегося в «междурядье» мотоциклиста, спешащий на вызов спецавтомобиль, водителя, не соблюдающего дистанцию по отношению к вам или лихача, совершающего опасные маневры, и вовремя к ним приготовиться.


Особенности геометрии поворота длинномерных ТС и автопоездов






Если грузовик еще и с прицепом, то также помните, что при повороте его прицеп смещается к центру поворота.  Хотя это относится и к легковым автомобилям с прицепом, но в гораздо меньшей степени. 
Обеспечение безопасности при посадке / высадке из автомобиля
В целях обеспечения безопасности при посадке в автомобиль, стоящий у тротуара или на обочине обходить автомобиль следует так, чтобы вы видели попутно движущийся транспорт: 
При посадке в стоящий автомобиль обойти его спереди
При высадке из автомобиля обойти его сзади.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу