Как находить прорывные идеи: опыт основателя «Мосигры»

 

Дмитрий Кибкало, Учредитель и совладелец компании «Мосигра», Москва

Главное в статье

  1. Ареал обитания. Где и как искать потенциально успешные идеи, на что ориентироваться во время поиска.
  2. Признаки успеха. Что отличает хорошую идею от плохой: как научиться видеть перспективы.
  3. Методы анализа. Подходы, которые научат работать с идеями и помогут выбрать подходящие способы их реализации.
  4. Закалка характера. К чему морально готовиться, когда вкладываешь немалые суммы в дело без гарантии результата.
  5. Разбор успешных кейсов. Примеры взлетевших стартапов, которые появились в нужном месте и в нужное время. 

Дмитрий Кибкало

Выпускник мехмата МГУ и Stanford GBS. Серийный предприниматель, венчурный инвестор. Основатель и экс-владелец сети магазинов «Мосигра». Основатель и совладелец игровой платформы PartyStation (pstv.ru), ФК «Метеор», сети танцевальных школ «Звезда» и др. Автор книг «Бизнес как игра», «Бизнес на свои» и «Совладельцы». Лектор РАНХиГС при Президенте РФ и бизнес-школы «Сколково». Отец четырех сыновей.

ООО «Орбита» (бренд PartyStation)

Сфера деятельности: сервис, платформа для игр и квизов, доступная по трем видам подписки (базовая (бесплатная), на три дня и премиум).

Год основания: 2022.

Численность персонала: 8 человек.

Оборот за 2024 год: 33 млн руб.

Скорость изменений в современном мире просто поражает: за свои 43 года я наблюдал, как несколько раз менялись носители информации: перфокарты, кассеты, дискеты, DVD-диски, флешки. Предметы становятся мейнстримом, а затем за считанные годы вылетают с Олимпа. Чем бы я сейчас ни занимался, продукт быстро устареет, если я не буду его фундаментально менять. Эта скорость, с одной стороны, угрожает бизнесу, а с другой — открывает окно возможностей. И важно вовремя увидеть это окно.

Где и как искать идеи

Существует много подходов к работе с идеями, например: мозговой штурм, метод ТРИЗ и пр. Я скомпилировал собственный метод выработки идей. Он так и называется — «Матрица Кибкало». Удобен такой метод тем, что включает в себя весь путь идеи: от анализа рынка и запроса клиента до генерации, валидации и тестирования.

Метод разбил по шагам.

Шаг 1. Раз в квартал анализирую, что нового происходит в мире, какие есть тренды или аномалии. Составляю списки перемен и возможностей. Для этого в том числе изучаю похожие на Россию рынки: Индонезию, Бразилию. Интересны своей самобытностью Индия, Китай, Южная Корея, где что-то часто появляется даже раньше, чем в США.

Шаг 2. Беру потребности клиентов, которые не меняются: и 10, и 100 лет назад у людей была, например, потребность перемещаться, развлекаться, общаться друг с другом.

Шаг 3. Составляю таблицу из трендов (столбцы) и потребностей (строки). Где-то на их пересечении и будут располагаться новые ниши и идеи для бизнеса. И тут пригодятся различные методы работы с идеями, чтобы посмотреть на них под разным углом и найти лучшие.

Шаг 4. Валидация идей. Существует быстрая проверка: нужно ответить на следующие вопросы, и если в итоге есть хотя бы одно «да», то быструю валидацию можно считать пройденным этапом.

  • «Нам правильно кажется, что рынок может быть достаточно большим?»
  • «У нас есть преимущество перед теми, кто будет делать то же самое?»
  • «Хочется ли нам этим заниматься?»

Медленная проверка предполагает поиск ответов на два десятка вопросов. Вот некоторые из них:

  • «Как звучит проблема и какими способами она решается?»
  • «Как часто возникает проблема у клиента?»
  • «Сколько таких клиентов?»
  • «Как меняется число клиентов год к году?»
  • «Какая ключевая метрика отличает успешный бизнес в этой сфере от провального?»

После валидации можно оценить потенциал каждой гипотезы и выбрать наиболее результативную. А вместе с тем и реализуемую. Сегодня потенциально перспективные идеи находятся на стыке удаленки и офлайна. Сперва мы радовались, что можно дотянуться до недорогих сотрудников из других регионов. Но потом заметили недостатки дистанционной работы: теряется связь в коллективе, снижается эффективность.

9

из десяти идей, по наблюдениям Дмитрия Кибкало, не принесут успеха

Претендент на успех

Когда начался ковид, прекратилось нормальное общение. Мы с друзьями искали способы оставаться на связи, играли по Zoom в Codenames, в квизы через YouTube. У моего партнера Тимофея Бокарева есть игровая платформа Tabletopia — виртуальный игровой стол для сложных настольных игр. Он заметил, что рынок таких игр растет. Решили сделать инструмент для патигеймов. Собрали «игровую гостиную». Начали общаться с клиентами и партнерами. Получили обратную связь: «Круто, нам бы то же самое, чтобы можно было играть со своими домашними». Собрали другой продукт — чтобы играть на домашнем телевизоре. Этим заинтересовались онлайн-кинотеатры. Запустили платформу PartyStation. Это по факту новый вид досуга. Пользователь заходит на сайт или скачивает приложение на ТВ, оно также есть в онлайн-кинотеатрах «Кинопоиск», KION, Wink, START. Игроки собираются перед экраном, подключают по инструкции смартфоны, которые выполняют роль джойстиков. Можно выбрать любую игру или квиз, играть друг с другом и удаленно.

Один из популярных форматов контента на эфирном ТВ — телевизионные шоу. Каждый из нас смотрел «Свою игру», «Звездный час», «Поле Чудес». Однако раньше не было инструмента «Принять участие». Теперь есть.

PartyStation — это не просто игры. Это технология, позволяющая управлять происходящим на большом экране с помощью смартфона. Обычный телевизионный пульт может только только включать, выключать, переключать программы. А наш подход влияет на контент, содержание. Ответил правильно — услышал одно, неправильно — другое. Зритель становится полноправным участником событий на экране. Сейчас это касается только игр и игровых шоу, но будем пробовать работать с интерактивными концертами, выпусками новостей.

Как отличить хорошую идею от плохой

Любая новая идея — русская рулетка. Нет гарантий, что она станет успешной. Но у перспективных идей есть общие признаки.

Признак 1. Решает проблему широких масс. Хорошая идея — это новый способ решения старой проблемы с кратным приростом эффективности.

Минуты вместо часов

Раньше, чтобы поймать такси, мы голосовали, потом стали заказывать машину заранее — через оператора. Если мне было нужно утром ехать в аэропорт, я бронировал машину с вечера. Сейчас заходим в приложение и уже через 10 минут едем куда нужно.

Время ожидания сократилось с нескольких часов до нескольких минут. Идея быстро взлетела, поскольку была востребована. Кроме того, открылось технологическое окно возможностей, которым воспользовалось много компаний.

Сделать аналогичный сервис в 90-е было невозможно: не было информации о местонахождении автомобилей и пассажиров в реальном времени. Появление смартфона с подключением к интернету и GPS позволило собирать данные и находить ближайшую свободную машину.

В сфере такси можно делать бизнес и сегодня, но порог входа сверхдорогой. Чтобы переманить клиентов, придется предложить что-то новое.

Признак 2. Большой потенциальный рынок. На стадии исследования важно понять, что размер аудитории превышает амбиции фаундера на дистанции в 10 лет. Небольшой, пусть даже прибыльный проект «собирать» рискованно — интерес к нему может угаснуть. Проблема, которую решает идея, должна волновать широкие массы.

Признак 3. Растущая популярность. Необязательно изобретать велосипед: можно вложиться и в растущие тренды. В Google Trends я изучаю динамику поисковых запросов по разным словосочетаниям. Например, сегодня популярна игра падел — разновидность тенниса, только на небольшом корте. Через год или полтора рост, скорее всего, замедлится. Но «запрыгнуть» в дисциплину еще не поздно. Можно строить инфраструктуру для игр, выпускать ракетки, форму, проводить турниры, создавать приложения. «Входить» в идею нужно, пока есть динамика прироста. Как только спрос идет на спад, о тренде лучше забыть.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/bbtr9d.jpg

К чему готовиться

Кажется, все факторы учтены, проведен анализ, выстроена работа, а стартап все равно не взлетел. Иногда дело в самой идее, иногда в фаундере, но чаще всего причина в обстоятельствах, которые ни от кого не зависят. Несработавшая гипотеза, невзлетевший стартап — естественная часть процесса. Провал без объяснения причин.

У меня с партнерами есть венчурная студия: инвестируем средства в проектные компании. Мы заранее смирились с большим количеством будущих провалов. Из 20–30 предложенных гипотез что-то может получиться максимум с двумя-тремя. Это тяжело, ведь каждый провал — расходы. Однако если избегать рисков, успеха не достичь.

Не повезло

Во время карантина создали с партнером приложение по доставке еды — напрямую от поваров. Кулинары из-за локдауна потеряли работу, а люди хотели заказывать любимые блюда. Приложение работало локально: клиенты получали еду от поваров, живущих неподалеку — в 10 минутах ходьбы. Повара лично готовили и доставляли заказы.

Запустили сервис в одном микрорайоне, но идея не сработала. На этапе исследования рассчитывали, что еда, заказанная через приложение, будет дешевле, чем в ресторане, ведь поварам не нужно оплачивать аренду, платить большие налоги. Однако блюда оказались дороже.

Сначала думали, что повара пожадничали. Потом вникли в проблему и поняли: ресторан — это конвейер. Работая с большими объемами, он в состоянии пренебречь многими вещами: где-то что-то не доложат, что-то закупят оптом. Несмотря на дополнительные расходы в виде той же арендной платы, эффективность ресторана намного выше, чем у повара на дому. У последнего нет гарантированного объема, ему нужно с двух-трех заказов получить дневную прибыль.

Кроме того, в то время уже вовсю работали Delivery Club и «Яндекс Еда», где заказы были дешевле. Истинные причины провала назвать сложно, возможно, мы недооценили реальную себестоимость и эффективность бизнес-модели.

Быть первыми вовсе не обязательно. Вас могут превзойти. Вернее, необязательно первыми придумать — важнее быстрее других найти рабочую бизнес-модель. Возьмем те же пресловутые самокаты. Раньше сервисы предлагали несколько форматов: оставлять самокаты на улице в определенных местах (на зарядных станциях) или оставлять где попало, придет человек — обслужит. Со временем все перешли на второй формат, постольку так удобнее пользователям. В конечном итоге выиграли те сервисы, которые его нашли.

Первый, но не лучший

Первым в России магазином по доставке продуктов был «Утконос». Но он опередил свое время, аудитория оказалась не готова. В ковид, когда широкие массы созрели для приложений по доставке, люди начали пользоваться услугами «Яндекс Еды», «ВкусВилла». «Утконос» потерял доминирующее положение на рынке.

В «Мосигре» был похожий случай. В 2018 году мы попробовали внедрить доставку посылок до двери. Это снижало стоимость: не нужно было назначать клиенту встречу, ждать. До этого клиент и курьер встречались лично. Доставщик должен был приехать в удобное для покупателя время, ждать, если последний опаздывал, бывало, встреча срывалась. На это уходила уйма времени, заказы отменялись.

Пара дней эксперимента показали, что люди пока не готовы к такому формату взаимодействия. А уже через два года, в карантин, доставка до двери стала нормой. Мы опередили рынок.

Какие методы работы с идеями следует изучить

1. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Метод разработал советский писатель-фантаст Генрих Альтов в конце 1940-х годов. ТРИЗ помогает найти и устранить противоречия (административные, технические, физические), которые мешают улучшениям. Чаще всего ТРИЗ используют, чтобы ускорить и оптимизировать изобретательский процесс, исключив элементы случайности.

2. Мозговой штурм. Метод, который в 1941 году придумал копирайтер и сооснователь агентства BBDO Алекс Осборн, заключается в сборе максимального количества идей для решения задачи за короткий промежуток времени.

3. Метод SCAMPER. Этот метод также предложил Алекс Осборн. Смысл в том, чтобы взять задачу, которая решается в данный момент, и применить к ней одно из семи действий: Substitute (заменить), Combine (комбинировать) Adapt (адаптировать), Modify/Magnify (модифицировать/увеличить), Рut to Other Uses (предложить другое применение), Eliminate (устранить задачу или свести работу к минимуму), Rearrange/Reverse (поменять на противоположное).

4. Design-thinking («дизайн-мышление»). Метод пришел в Россию из западных бизнес-школ в конце 1990-х — начале 2000-х годов. В отличие от ТРИЗ и SCAMPER, это метод полного цикла, затрагивающий вопросы постановки задач и исследования запроса клиента. Однако сама методология генерации идей опущена.

5. «Метод Диснея». Метод, придуманный Уолтом Диснеем, популяризировал и формализовал один из первых разработчиков системы нейролингвистического программирования Роберт Дилтс. Метод требует наличия трех ролей: «мечтатель», «реалист» и «критик».
«Мечтатель» отвечает на вопрос: «До какого размера может дорасти бизнес, например, за 10 лет?»
«Реалист» декомпозирует «намечтанный» результат по ключевым метрикам: продажи, точки, клиенты. «Критик» задает «реалисту» вопрос: «Какие способы реагирования на несовпадение ожиданий с фактами мы можем придумать?»
Получается реалистичный план достижения фантастической цели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу