Интернет торговля изменится?

Интернет-торговля в ближайшие годы будет развиваться активно и потеснит оффлайн торговлю, однако торговые центры будет наполняться новым содержанием.
В 2021 г. российский рынок онлайн-торговли остался самым быстрорастущим сегментом ритейла: оборот рынка онлайн-торговли вырос на 32%, до 4,2 трлн руб. (с учетом трансграничной торговли), в том числе внутренняя онлайн-торговля выросла на 34%. 
Драйверами роста остаются маркетплейсы и e-grocery, динамика которых значительно выше среднерыночных показателей.
Эксперты говорят, что тезис о деактуалиации торговых центров из-за развития интернет-торговли в значительной степени преувеличен. В США, по причинам развития интернет-торговли, в последние десять лет было немало прецедентов закрытия и банкротств торговых центров вследствие проигранной конкуренции онлайн-торговле. Однако, например, кейс ретейлера бытовой электроники Best Buy (в начале 2010-х казалось, что Amazon окончательно вытеснит его с рынка) показывает, что ему была необходима, скорее, серьезная трансформация бизнеса.
Социологические исследования причин посещения торговых центров в России показывают, что у респондентов мотив совершить конкретную покупку встречается менее чем в 25% случаев. Остальные респонденты называют торговые центры местом, где можно приятно провести время, встретиться с друзьями, сходить в кино, посмотреть различные товары.  
Подобное отношение к ТЦ наблюдается и в мире (например, открывшийся недавно торговый центр American Dream, Нью-Джерси, только 45% площадей отвел под ритейл, а 55% – развлечения и фуд-холлы). Эксперты считают, что в России тенденция выражена особенно ярко в связи с трансформацией в начале 2000-х гг. от общества дефицита к обществу потребления: произошел переход от целенаправленного поиска конкретного товара к шопингу как форме досуга.
Шопинг в торговых центрах принимает форму самостоятельной ценности и повышает ощущение качества жизни. Однако нынешние социально-экономические реалии требуют достаточно глубокой трансформации за счет развития, прежде всего, социальных, а не потребительских коммуникаций в формате торговых центров. Это, в свою очередь, предполагает развитие досуговых форматов в сочетании с утилитарной пользой и социальной коммуникацией. 
Как варианты развития торговых центров эксперты называют перемещение в них детских кружков и общественных пространств, МФЦ и нотариусов, а также перемещения части бюджетных организаций. Эксперты прогнозируют, что этот фактор станет особым направлением работы региональных властей, которые заинтересованы в сохранении в крупных городах и мегаполисов страны привычных точек социальной и экономической активности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу