Деловая репутация

 


Автор: Ольга Букинапрактикующий аудитор, налоговый консультант, аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов, к. э. н.

Деловая репутация (или по-английски goodwill) – это условная стоимость (положительная или отрицательная) эффективности существующей компании, ее имиджа, деловых связей, устойчивой клиентуры. Деловая репутация как объект, подлежащий оценке, возникает, только если компанию приобретают по договору купли-продажи.

Что такое деловая репутация

Купив компанию, ее новый владелец приобретает не только имущественный комплекс, но и совокупность других ресурсов: торговую марку, круг постоянных клиентов, сформированный рынок сбыта. Оценить эти ресурсы по отдельности и признать их в качестве материальных активов, как правило, невозможно. Поэтому приобретения такого рода признаются в совокупности и называются деловой репутацией компании (схема 1).

Схема 1. Что входит в деловую репутацию

Деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Положительную деловую репутацию рассматривают как надбавку к цене, которую платит новый владелец компании за получение в будущем дохода от приобретенного бизнеса. Это означает, что средства, затраченные на приобретение деловой репутации, впоследствии принесут экономическую выгоду, прибыль, то есть окупятся. Отрицательную деловую репутацию рассматривают как скидку с цены, которую получает новый владелец из-за нестабильного положения приобретаемой компании на рынке, недоверия к ней со стороны контрагентов (схема 2).

Схема 2. Виды деловой репутации

Стоимость деловой репутации рассчитывают по формуле:

Положительная (отрицательная) деловая репутация = Сумма, уплачиваемая продавцу за компанию в соответствии с договором купли-продажи (без НДС) - Сумма всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу покупаемой компании на дату ее приобретения

Положительная деловая репутация

Для расчета стоимости положительной деловой репутации используют данные по счету 76, к которому открывают отдельный субсчет, например, «Расчеты по приобретению компании».

По дебету этого субсчета показывают сумму, которая была уплачена продавцу при покупке бизнеса, а также сумму кредиторской задолженности, которая перешла к покупателю в результате данной сделки.

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании»
КРЕДИТ 51 – отражена сумма, уплаченная продавцу за приобретенную компанию в соответствии с договором купли-продажи;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании»
КРЕДИТ 60 (70, 68, 69, 66, 76...) – приняты к учету обязательства (кредиторская задолженность) приобретенной компании.

По кредиту субсчета «Расчеты по приобретению компании» показывают сумму «входного» НДС, предъявленного продавцом, а также стоимость всех активов этой компании.

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании»
– отражена сумма «входного» НДС, предъявленного продавцом компании;

ДЕБЕТ 08 (10, 20, 40, 41, 43, 62...) КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании» – приняты к учету внеоборотные и оборотные активы приобретенной компании.

Разница между кредитом и дебетом субсчета «Расчеты по приобретению компании» покажет стоимость деловой репутации.

Положительную деловую репутацию учитывают как нематериальный актив.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании»
– отражено возникновение положительной деловой репутации;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08 – положительная деловая репутация учтена в составе нематериальных активов.

В бухучете стоимость положительной деловой репутации, учтенной как нематериальный актив, списывают на расходы через амортизацию. Амортизацию начисляют линейным способом в течение 20 лет или срока деятельности компании (если он меньше 20 лет).

В налоговом учете как нематериальный актив деловая репутация не отражается. Здесь эта сумма считается надбавкой к цене, которую платит покупатель в ожидании будущих экономических выгод. Такую надбавку покупатель признает как внереализационный расход равномерно в течение пяти лет (схема 3).

Схема 3. Учет деловой репутации

Для расчета стоимости отрицательной деловой репутации также используют данные по субсчету «Расчеты по приобретению компании», открытому к счету 76.

Разница между дебетом и кредитом субсчета «Расчеты по приобретению компании» покажет стоимость деловой репутации.

 

Самое важное

Деловая репутация – это условная стоимость (положительная или отрицательная) эффективности существующей компании

Для расчета стоимости положительной деловой репутации используют данные по счету 76

1 комментарий:

  1. YouTube - Vimeo
    Play free videos on YouTube videos like "Gatorades" and "Pete it Ralph" youtube mp4 for free on Vimeo, the home of free virtual reality (VR) videos.

    ОтветитьУдалить

Поиск по этому блогу