Это мой заключительный урок по теме ФСБУ 6 и 26. В нем я расскажу, как проверить основные средства на обесценение и как проводить списание по правилам ФСБУ 6. В конце урока вас ждет небольшое видео, из которого вы узнаете, как малому предприятию вести учет основных средств упрощенным способом.
По каким правилам проверять ОС на обесценение
Основные средства нужно проверять на наличие признаков обесценения, и если такие признаки будут - уменьшить балансовую стоимость. В ФСБУ 6/2020 порядок проведения обесценения не описан, есть отсылка к положениям МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов". Итак, проверяйте основные средства на обесценение на конец каждого отчетного периода. Как провести оценку состояния ОС смотрите в допматериалах к этому уроку.
Признаки обесценения перечислены в пунктах 12, 13, 14 МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов». Исключение – переоцениваемая инвестиционная недвижимость, в отношении нее МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» не применяется (п. 38 ФСБУ 6/2020).
Что может говорить об обесценении объекта? Например, признаки, что стоимость актива снизилась в течение периода значительно больше, чем ожидалось или какие-то неблагоприятные последствия из-за технических, экономических изменений, в том числе в ближайшем будущем. Также основное средство может обесцениться из-за устаревания или физической порчи.
В бухучете суммы обесценения по основному средству отражают отдельно от первоначальной стоимости этого объекта и не изменяют ее. В бухгалтерской отчетности балансовую стоимость определяйте за вычетом суммы обесценения (п. 38 ФСБУ 6/2020, решение 6 Рекомендации Р-56/2016-КпР «Обесценение основных средств»). Покажу на примере 1.
Пример. Проверка объекта на обесценение
Балансовая стоимость объекта №1 - 1000 руб.
Справедливая стоимость за вычетом затрат на выбытие 1200 руб. (1500 руб. - 300 руб. )
Ценность использования 1400 руб.
Возмещаемая сумма 1400 руб. больше. Значит обесценение не признается.
Балансовая стоимость объекта №2 - 3000 руб.
Справедливая стоимость за вычетом затрат на выбытие 2500 руб. (2600 руб. - 100 руб. )
Ценность использования 2000 руб.
Возмещаемая сумма 2500 руб.
3000 руб. > 2500 руб., производится обесценение в сумме 500 руб.
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 02 - 500 руб.
Как нужно списывать ОС по новому стандарту
Списывайте объект основных средств, если он выбывает или становится неспособным приносить экономические выгоды в будущем. Ситуации, в которых объект выбывает или становится неспособным приносить доход, в новом ФСБУ стало больше. В нем появились:
• передача в финансовую (неоперационную) аренду;
• передача в некоммерческую организацию;
• истечение нормативно допустимых сроков эксплуатации объекта;
• прекращение деятельности компании.
При списании сделайте такие расчеты.
1. Накопленную амортизацию вычтите из его первоначальной или переоцененной стоимости. Так вы получите балансовую стоимость.
2. Балансовую стоимость сложите с затратами на выбытие основного средства. В затраты на выбытие не включайте затраты на демонтаж, утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды.
3. Полученный результат соотнесите с поступлениями от выбытия объекта, при наличии таковых. Этот результат будет доходом или расходом и, соответственно, включите его в состав прибыли (убытка) того периода, в котором производите списание. Обратимся к примеру 2, как списывать ОС.
Пример 2. Списание ОС
Первоначальная стоимость (ДЕБЕТ 01) = 1 000 000 руб.
Амортизация (КРЕДИТ 02) = 850 000 руб.
Обесценение (КРЕДИТ 02) = 100 000 руб.
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 - 850 000 руб. - списана амортизация
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 - 100 000 руб. - списано обесценение
В отчете о финансовых результатах отразите остаточную стоимость. То есть если первоначальная стоимость основного средства была 100 000 руб., а начисленная амортизация 95 000 руб., вы покажете 5 000 руб. Такая же ситуация, когда вы продаете основное средство.
Если вы реализуете основное средство, то в отчете о финансовых результатах покажите сальдированную сумму. То есть вы не показываете в доходах выручку от реализации, а в расходах остаточную стоимость. Теперь вы должны показать сальдо, которое сложилось. У вас будет либо дебет либо кредит 91-го счета, но теперь это будет одна строка.
В примечаниях к отчетности вы должны отразить всю ситуацию. Объясните в них по какой стоимости вы продали основное средство, какая остаточная стоимость была списана. В самом отчете о финансовых результатах этого не будет.
Посмотрите видео-урок от Ольги Букиной, в нем она рассказала, как малому предприятию вести учет основных средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий