При эксплуатации основных средств бывают свои особенности, например если компания решила отремонтировать имущество, или переместить объект из одного подразделения в другое. Об этом и поговорим в уроке.
Ремонт основных средств
Ремонт ОС может быть текущим и капитальным. В любом случае затраты на этот ремонт являются текущими затратами предприятия. Понятно, что ремонт может потребоваться внезапно, но целесообразно иметь график проведения ремонта.
Если ремонтные работы произведены силами сторонней организации, то должен быть договор на выполнение работ, акт выполненных работ и счет-фактура, тогда в учете организации делаются записи:
Дебет 20 Кредит 60 (при ремонте производственного оборудования)
Дебет 26 Кредит 60 (при ремонте оборудования общехозяйственного назначения)
Если ремонт проводится собственными силами, то в бухгалтерском учете компании производятся записи, отражающие затраты:
Дебет 20 Кредит 70 - начислена заработная плата работникам, выполняющим ремонтные работы (основание – приказ руководителя)
Дебет 20 Кредит 69 - начислены страховые взносы
Дебет 20 Кредит 10 - списаны материалы на производство ремонтных работ (основание – требование-накладная на отпуск материалов).
Если в компании есть ремонтное подразделение, то затраты на ремонт отражают как затраты вспомогательного производства.
Дебет 23 Кредит 70 - начислена заработная плата работникам вспомогательного производства
Дебет 23 Кредит 69 - начислены страховые взносы
Дебет 23 Кредит 10 - списаны материалы.
По окончании месяца эти затраты распределяют согласно расчету бухгалтерии на основании данных ремонтного подразделения
Дебет 20, 26, 44 Кредит 23 - списаны затраты
Внутреннее перемещение
Внутреннее перемещение – это перемещение основного средства из одного подразделения компании (цеха, участка) в другое, например, для ремонта или модернизации. Порядок отражения такой операции в учете зависит от того, выделено подразделение-получатель на отдельный баланс или нет. Если подразделение-получатель не выделено на отдельный баланс, перемещение основного средства отражают внутренними записями по счетам 01 и 02. Крайне редко возможно применение счета 03 (и соответственно относящихся к нему сумм на счете 02).
Рассмотрим перемещение объекта ОС.
Если основное средство передают из цеха № 2 в цех № 1, то делают проводки:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства в цехе № 1»
КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в цехе № 2»
– отражено перемещение основного средства из цеха № 2 в цех № 1 на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости;
ДЕБЕТ 02 субсчет «Основные средства в цехе № 2»
КРЕДИТ 02 субсчет «Основные средства в цехе № 1»
– отражено перемещение основного средства из цеха № 2 в цех № 1 на сумму начисленной амортизации.
Факт внутреннего перемещения основного средства оформляют соответствующим первичным документом – накладной по форме № ОС-2.
Подразделение-сдатчик выписывает накладную в трех экземплярах.
Первый экземпляр накладной остается в подразделении-сдатчике и служит обоснованием отсутствия основного средства. Второй экземпляр передается подразделению-получателю, третий – в бухгалтерию. На основании этой накладной бухгалтер отразит перемещение основного средства в бухгалтерском учете и в инвентарной карточке по форме № ОС-6.
Перемещение в подразделение, выделенное на отдельный баланс
Основное средство может быть передано из головного отделения компании в обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс например, в филиал, расположенный в другом регионе. В этом случае основное средство должно быть списано с баланса головного отделения компании.
Для расчетов с обособленным подразделением в такой ситуации используйте счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу».
В бухгалтерском учете головного отделения компании нужно будет сделать проводки:
ДЕБЕТ 79 субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу» КРЕДИТ 01
– отражено перемещение основного средства в подразделение, выделенное на отдельный баланс, на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 79 субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу»
– отражено перемещение основного средства в подразделение, выделенное на отдельный баланс, на сумму начисленной амортизации.
Бухгалтерия же подразделения, выделенного на отдельный баланс, поступление основного средства из головного отделения компании отразит проводками:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 79 субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу»
– учтена первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, переданного из головного отделения организации;
ДЕБЕТ 79 субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу» КРЕДИТ 02
– учтена сумма начисленной амортизации по основному средству, переданному из головного отделения организации.
Использование счета 79 субсчета 1 «Расчеты по выделенному имуществу» не изменяет валюту баланса по компании в целом. Дело в том, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами и отдельную бухгалтерскую отчетность не формируют. Бухгалтерский баланс составляет бухгалтерия головного отделения компании с учетом показателей по всем подразделениям, в том числе выделенным на отдельный баланс. Счет 79 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» является счетом внутрифирменных расчетов, и в целом по компании сальдо по этому счету всегда должно быть нулевым.
При передаче основного средства из головного отделения компании в подразделение, выделенное на отдельный баланс, также оформляют накладную по форме № ОС-2.
Консервация
Основные средства, которые временно не используют, можно перевести на консервацию.
Решение о консервации основного средства должно быть оформлено приказом руководителя компании (образец). В приказе указывают:
- причины и срок консервации;
- фамилии сотрудников, ответственных за консервацию и последующую расконсервацию основного средства;
- фамилии сотрудников, ответственных за сохранность законсервированного основного средства.
Образец. Приказ о консервации
Для законсервированных основных средств предусмотрен особый порядок начисления амортизации. Он зависит от срока консервации.
Если основное средство законсервировано на срок до трех месяцев, продолжайте начислять по нему амортизацию и в бухгалтерском, и в налоговом учете в обычном порядке.
Если же основное средство законсервировано на срок более трех месяцев, начисление амортизации по нему придется приостановить. В этом случае возобновите начисление амортизации после расконсервации основного средства (схема).
Схема. Амортизация ОС при консервации

При консервации и расконсервации основных средств у компании могут возникнуть расходы. Например, затраты на демонтаж и монтаж оборудования, на смазочные и упаковочные материалы.
Такие затраты, а также затраты на содержание законсервированных основных средств в бухучете отражают как прочие расходы.
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 10 (23, 60, 68, 69, 70...)
– учтены расходы по консервации, расконсервации и содержанию законсервированных основных средств.
Порядок налогового учета расходов на консервацию и содержание законсервированного имущества организации зависит от его назначения.
Если объекты используют в непроизводственной сфере, расходы на их консервацию в налоговом учете не отражают.
Если законсервированное основное средство используется в производственной деятельности компании, затраты на его консервацию и содержание на консервации учитывают как внереализационные расходы (подп. 9 п. 1 ст. 265 НК).
Самое важное
Ремонт ОС может быть текущим и капитальным
Если ремонтные работы произведены силами сторонней организации, должен быть договор на выполнение работ, акт выполненных работ и счет-
Комментариев нет:
Отправить комментарий