Тотальная распродажа по низким ценам

 



В чем дело: в преддверии новогодних праздников компании устраивают маркетинговые акции. Налоговые последствия зависят от того, как они оформлены.



Привлечь покупателей и освободить склады помогают акции с низкими продажными ценами. Иногда даже — по цене ниже себестоимости. Инспекторы с настороженностью относятся к таким мероприятиям и хотят убедиться в экономической цели сделки. 

Налог на прибыль. Фактическую себестоимость товаров, проданных по сниженной цене, включайте в расходы в общем порядке. Неважно, что операция оказалась убыточной. В кодексе определено: если закупочная цена превышает выручку от реализации товара, то разница считается убытком, который компания учитывает при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 268 НК). Но будьте готовы обосновать критичное снижение цен. В этом вам поможет маркетинговая политика, приказ о проведении акции.

На практике тотальные распродажи устраивают компании перед закрытием убыточных точек. В этом случае без пояснений не обойтись однозначно. 


НДС. Налог с реализации товаров при распродаже начислите в общем порядке. Убыточная акция не приводит к восстановлению налога, такого требования в кодексе нет. Если по итогам IV квартала сумма вычетов превысит сумму начисленного налога, НДС в декларации окажется заявлен к возмещению. В таком случае также будьте готовы к пояснениям. Но вы вправе отложить вычет по товарам на более поздний период (п. 1.1 ст. 172 НК, п. 2 ст. 171 НК).


Акция «при покупке двух вещей — третья в подарок»

Подобные маркетинговые мероприятия в магазинах, супермакетах предполагают, что покупатель получает подарок за приобретение товаров определенного ассортимента или в определенном количестве, например, «при покупке двух кремов — третий в подарок» или «при покупке телевизора — фен в подарок». Из названия акции следует, что вы что-то вручаете в подарок. Отсюда сложности с признанием расходов и «лишним» НДС.

Налог на прибыль. Безопаснее не учитывать стоимость подарка в расходах, если на товаре нет вашего логотипа, нет информации о вашем магазине. Хотя ясно, что это траты на продвижение товара — акция привлекает покупателей и стимулирует сбыт залежалого товара. Подвох в том, что такие затраты не подпадают под понятие рекламных. Ведь реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»). В рассматриваемом случае речь идет не о привлечении внимания к вашей компании или ее продукции, а именно о стимулировании сбыта.

Формально и безвозмездной передачи в данном случае нет, поскольку такая передача не предполагает никаких встречных обязательств у одаряемого. Но инспекторы могут квалифицировать сделку именно как безвозмездную передачу. Как следствие — стоимость подарка не получится признать в налоговых расходах (п. 16 ст. 270 НК).  Фактически вы продаете три товара, получив сумму за два — акцию безопаснее оформить как снижение продажной цены (как скидку).

НДС. Аналогичные сложности и с НДС — если инспекторы приравняют операцию к безвозмездной передаче, доначислят НДС с рыночной стоимости товара. Несмотря на то что товар передают не просто так, а за выполнение определенных действий. Такой вывод следует из пункта 12 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33. Судьи указали, что бесплатная передача товаров в качестве дополнения к основному — сувениры, подарки — считается безвозмездной передачей. Исключение — если компания сможет доказать, что цена основного товара включает в себя стоимость дополнительно переданных. Каким образом это можно доказать, судьи не уточнили.

Кассовый чек. Подарочный товар укажите в чеке (письмо ФНС от 16.07.2020 № АБ-4-20/11542). Само по себе вручение подарка не относится к расчетам, при проведении которых нужно применять кассовый аппарат (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54‑ФЗ). Но в данном случае имеет место встречное обязательство покупателя. Поэтому подарочный товар пробейте с нулевой стоимостью. В чеке, который вы выдадите «физику», будут отражены:

  • товар, за покупку которого положен подарок, — по обычной цене;
  • «подарочный» товар — по нулевой цене.

Кешбэк на карту покупателя

В последнее время пользуется популярностью денежный кешбэк — магазин перечисляет покупателю премию при выполнении определенных условий. У коллег возникают сложности с признанием доходов — считать выручку за вычетом бонуса или полностью.

Налог на прибыль. Кешбэк не уменьшает выручку от реализации. Суммы, которые вы возвращаете покупателям, — ваши внереализационные расходы (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК). Минфин не возражает против признания затрат (письмо от 15.09.2017 № 03-04-06/59622). Экономическую обоснованность трат рекомендуем оговаривать в маркетинговой политике, приказе о проведении акции. Расходы на программы лояльности обоснованны, если призваны привлекать новых клиентов, а также сохранять имеющихся (письмо Минфина от 15.09.2017 № 03-04-06/59622). Кроме того, укажите такой вид поощрения в договоре публичной оферты на сайте.

НДС. Кешбэк не меняет цену товара, поэтому вы не должны корректировать НДС с проданных товаров.

 

Пример

Покупатель приобрел в магазине товары на 6000 руб., включая НДС — 1000 руб. Так как он рассчитался банковской картой «Мир», в рамках объявленной акции ему на карту вернули 2% — 120 руб. (6000 руб. x 2%).
Бухгалтер учел выручку — 5000 руб. (6000 — 1000). Выплаченный кешбэк (120 руб.) увеличил внереализационные расходы.
 





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу