В чем дело: в преддверии новогодних праздников компании
устраивают маркетинговые акции. Налоговые последствия зависят от того, как
они оформлены.
Привлечь покупателей
и освободить склады помогают акции с низкими продажными ценами.
Иногда даже — по цене ниже себестоимости. Инспекторы
с настороженностью относятся к таким мероприятиям и хотят
убедиться в экономической цели сделки.
Налог
на прибыль. Фактическую себестоимость товаров, проданных
по сниженной цене, включайте в расходы в общем порядке. Неважно,
что операция оказалась убыточной. В кодексе определено: если закупочная
цена превышает выручку от реализации товара, то разница считается
убытком, который компания учитывает при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 268 НК).
Но будьте готовы обосновать критичное снижение цен. В этом вам
поможет маркетинговая политика, приказ о проведении акции.
На практике
тотальные распродажи устраивают компании перед закрытием убыточных точек.
В этом случае без пояснений не обойтись однозначно.
НДС.
Налог с реализации товаров при распродаже начислите в общем порядке.
Убыточная акция не приводит к восстановлению налога, такого требования
в кодексе нет. Если по итогам IV квартала сумма вычетов превысит
сумму начисленного налога, НДС в декларации окажется заявлен
к возмещению. В таком случае также будьте готовы к пояснениям.
Но вы вправе отложить вычет по товарам на более поздний
период (п.
1.1 ст. 172 НК, п. 2 ст. 171
НК).
Акция «при
покупке двух вещей — третья в подарок»
Подобные маркетинговые
мероприятия в магазинах, супермакетах предполагают, что покупатель
получает подарок за приобретение товаров определенного ассортимента или
в определенном количестве, например, «при покупке двух кремов —
третий в подарок» или «при покупке телевизора — фен в подарок».
Из названия акции следует, что вы что-то вручаете в подарок.
Отсюда сложности с признанием расходов и «лишним» НДС.
Налог
на прибыль. Безопаснее не учитывать стоимость подарка
в расходах, если на товаре нет вашего логотипа, нет информации
о вашем магазине. Хотя ясно, что это траты на продвижение
товара — акция привлекает покупателей и стимулирует сбыт залежалого
товара. Подвох в том, что такие затраты не подпадают под понятие
рекламных. Ведь реклама — это информация, распространенная любым способом,
в любой форме, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная
на привлечение внимания к объекту рекламирования (ст. 3
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
В рассматриваемом случае речь идет не о привлечении внимания
к вашей компании или ее продукции, а именно
о стимулировании сбыта.
Формально
и безвозмездной передачи в данном случае нет, поскольку такая
передача не предполагает никаких встречных обязательств у одаряемого.
Но инспекторы могут квалифицировать сделку именно как безвозмездную
передачу. Как следствие — стоимость подарка не получится признать
в налоговых расходах (п. 16 ст. 270 НК). Фактически
вы продаете три товара, получив сумму за два — акцию безопаснее
оформить как снижение продажной цены (как скидку).
НДС.
Аналогичные сложности и с НДС — если инспекторы приравняют
операцию к безвозмездной передаче, доначислят НДС с рыночной
стоимости товара. Несмотря на то что товар передают не просто
так, а за выполнение определенных действий. Такой вывод следует
из пункта
12 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33. Судьи указали,
что бесплатная передача товаров в качестве дополнения
к основному — сувениры, подарки — считается безвозмездной
передачей. Исключение — если компания сможет доказать, что цена основного
товара включает в себя стоимость дополнительно переданных. Каким образом
это можно доказать, судьи не уточнили.
Кассовый
чек. Подарочный товар укажите в чеке (письмо ФНС
от 16.07.2020 № АБ-4-20/11542). Само по себе вручение
подарка не относится к расчетам, при проведении которых нужно
применять кассовый аппарат (ст. 1.1
Федерального закона от 22.05.2003 № 54‑ФЗ). Но в данном
случае имеет место встречное обязательство покупателя. Поэтому подарочный товар
пробейте с нулевой стоимостью. В чеке, который вы выдадите
«физику», будут отражены:
- товар, за покупку которого положен подарок, —
по обычной цене;
- «подарочный» товар — по нулевой цене.
Кешбэк
на карту покупателя
В последнее время
пользуется популярностью денежный кешбэк — магазин перечисляет покупателю
премию при выполнении определенных условий. У коллег возникают сложности
с признанием доходов — считать выручку за вычетом бонуса или
полностью.
Налог
на прибыль. Кешбэк не уменьшает выручку от реализации.
Суммы, которые вы возвращаете покупателям, — ваши внереализационные
расходы (подп.
19.1 п. 1 ст. 265 НК). Минфин не возражает против признания затрат (письмо от 15.09.2017
№ 03-04-06/59622). Экономическую обоснованность трат рекомендуем
оговаривать в маркетинговой политике, приказе о проведении акции.
Расходы на программы лояльности обоснованны, если призваны привлекать
новых клиентов, а также сохранять имеющихся (письмо Минфина от 15.09.2017
№ 03-04-06/59622). Кроме того, укажите такой вид поощрения
в договоре публичной оферты на сайте.
НДС.
Кешбэк не меняет цену товара, поэтому вы не должны
корректировать НДС с проданных товаров.
Пример
Покупатель
приобрел в магазине товары на 6000 руб., включая НДС —
1000 руб. Так как он рассчитался банковской картой «Мир»,
в рамках объявленной акции ему на карту вернули 2% —
120 руб. (6000 руб. x 2%).
Бухгалтер учел выручку — 5000 руб. (6000 — 1000). Выплаченный
кешбэк (120 руб.) увеличил внереализационные расходы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий