Отчетная
кампания за полугодие показала, что пострадавших от коронавируса
организаций значительно больше, чем рассчитывало Правительство. Инспекторы
на местах получили нулевые декларации даже от крупнейших
налогоплательщиков, на которых делали ставки. Но судя
по антикризисному плану чиновников, на расширение мер поддержки
со стороны государства пока рассчитывать не приходится.
Планируйте даты отгрузок и оплат
на стыке кварталов
Цель:
составить отчетность,
к которой не придерутся инспекторы
У вас есть возможность
законно маневрировать доходами и расходами по сделкам, которые
приходятся на конец отчетного периода. В зависимости
от обстоятельств нужно либо сдвинуть расходы
на следующий квартал, либо, напротив, нарастить доходы. Причем уже
сейчас следует просчитывать итоговые показатели за 9 месяцев.
Не идите
на искажение отчетности, даже если директор исключительно ради спасения
бизнеса просит чуть-чуть ее приукрасить, чтобы платить меньше налогов.
На практике, как только инспекторы выявят схему, руководитель старается
переложить ответственность именно на бухгалтера, поскольку сам
он ничего не ведает в бухгалтерии.
В этом смысле
показательно дело «Седьмой студии», которое длилось три года,
и в том числе бухгалтера привлекли к уголовной ответственности.
Руководитель компании — выдающийся режиссер Кирилл Серебренников —
творчески подошел к подготовке последнего слова в суде перед
вынесением приговора. Первые буквы абзацев его речи складываются в фразу:
«Я ни о чем не жалею. Сочувствую вам». Только два
из них он посвятил бухгалтерии, расставив тем самым все точки
над «i» (см. врезку). Он тут совсем ни при чем.
|
|
Кирилл
Серебренников, |
режиссер,
художественный руководитель «Гоголь-центра»: |
|
«Ни о чем
не жалею. Сочувствую вам» «Жалею ли я, что
бухгалтерия “Платформы”, которая и является предметом всех этих судебных
заседаний и расследований, была так ужасно организована? Конечно, жалею.
Но, к сожалению, ни повлиять на это, ни изменить это
тогда я не мог, я ничего в работе бухгалтерии
не понимаю. Я занимался бесконечным выпуском и организацией
мероприятий. Я не занимался финансами… Совершенно ясно, что
бухгалтерия проекта велась из рук вон плохо, этого никто
и не отрицает» Полный
текст опубликован на странице в соцсетях помощницы художественного
руководителя «Гоголь‑центра» Анны Шалашовой |
||
Вывод только один —
бухгалтер должен отвечать за свою работу и если и помогать спасать
бизнес, то в рамках закона, чтобы потом не пришлось
сочувствовать вам. Тем более что на стыке кварталов это вполне
реально. И как минимум стоит попробовать.
По итогам отчетного
периода получается убыток. Декларации с убытком, несмотря
на кризис, до сих пор под пристальным вниманием налоговиков. Они
подозревают, что организация воспользовалась ситуацией и намеренно
скрывает доходы . Это усложняет вашу работу по двум
причинам.
|
|
Сергей
Тараканов, |
советник
государственной гражданской службы РФ 2-го класса: |
|
Станут
ли инспекторы лояльнее к налоговым убыткам «В ходе
камеральных проверок инспекторы продолжат обращать внимание на убытки
в декларациях по налогу на прибыль. Следовательно, как
и раньше, они будут запрашивать у компаний пояснения
о причинах, которые привели к убыткам. Это не вопрос
лояльности, так как кризисная ситуация может рассматриваться отдельными
плательщиками как повод заявить необоснованные убытки» |
||
Во-первых, придется
пояснять налоговикам, что убытки в сложившейся ситуации нормальное
явление. Во-вторых, если впоследствии обнаружите переплату по налогу,
ошибку не сможете исправить в текущем периоде, а значит,
придется подавать уточненку (письмо Минфина
от 06.04.2020 № 03-03-06/2/27064). И инспекторы
повторно будут проверять тот же самый период.
В принципе, можно ничего
не делать, а просто на время потерять первичку. Но возникнет путаница в
учете. Поэтому разовые операции
на стыке III и IV кварталов по договоренности
с контрагентом оформите не сентябрем, а октябрем, чтобы расходы
не попали в декларацию за 9 месяцев. Мы говорим только
о крупных сделках, которые повлияют на финансовый результат.
В любом случае такой вариант не подходит для ежемесячных затрат,
например услуг по охране или уборке офиса. Такие расходы признаются
на последнее число месяца (подп. 3
п. 7 ст. 272 НК).
Сделка увеличивает
налог к уплате. При методе начисления доходы вы учитываете вне
зависимости от оплаты. Поэтому возможна ситуация, когда выручку признали,
а денег на уплату налогов нет. Если сдвинуть срок поставки
на пару-тройку дней, например с 30 сентября
на 2 октября, доход вы отразите уже в отчете за год.
Обсудите такой вариант с партнером, возможно, и он заинтересован
перенести расходы для того, чтобы не показывать
в своей декларации убытки.
Никаких нарушений
в сдвиге расходов-доходов нет, если сделка реальна и стороны верно
оформили первичку. Следите за тем, чтобы у вас был одинаковый
комплект документов с контрагентом. Инспекторы сейчас нашли новые поводы, к чему придраться.
Используйте и другие возможности уменьшить налог к уплате.
2. Проведите ревизию дебиторской
задолженности
Цель:
единовременно списать
безнадежные долги
Многие компании не пережили «ковидный» кризис. Это подтверждает статистика ФНС . А с 1 сентября чиновники обещают "почистить" и ЕГРИП. Если вашего контрагента исключили из госреестра, его задолженность вы вправе отнести на расходы (письмо Минфина от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17813). Но это не всегда возможно, и, если не учтете один нюанс, компанию могут обвинить в занижении налоговой базы.
Только факта исключения
из ЕГРЮЛ недостаточно, чтобы списать долг контрагента. Важно,
по какой конкретно причине его удалили из реестра (письмо Минфина от 07.02.2020 № 03-03-06/2/7955).
По общему правилу
безнадежными считаются долги, по которым истек срок исковой давности или
когда должника ликвидировали (п. 2
ст. 266 НК и письмо Минфина
от 22.06.2020 № 03-03-06/2/53789). К ликвидации
приравнивается исключение из реестра недействующей организации (п. 2 ст. 64.2 ГК). Но проблема
в том, что налоговики чистят реестр и по другим основаниям,
которые указаны в пункте 5
статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ:
·
у компании нет денег на собственную
ликвидацию;
·
в госреестре была запись
о недостоверности сведений и компания не исправила
их в течение шести месяцев.
Исключение из ЕГРЮЛ
в этих случаях не считается ликвидацией. Поэтому долги контрагента
не признаются безнадежными. Их можно списать лишь по истечении
срока давности. Такой позиции Минфин придерживался и раньше (письмо от 21.05.2019 № 03-03-06/2/36730).
Что делать.
В выписке из ЕГРЮЛ проверьте основание, по которому должника
исключили из реестра. Вы вправе включить в расходы его
задолженность, если есть ссылка на пункт 2
статьи 21.1 Закона № 129‑ФЗ . Когда
инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности партнера
на основании пункта 5 той
же статьи, сразу учесть расходы нельзя — придется ждать три года
с даты возникновения долга.
Если вашего должника
исключили из госреестра по правильному основанию, руководитель должен
издать приказ о списании задолженности .
На его основании вы отразите расходы в налоговом учете
и отчетности.
В выписке из ЕГРЮЛ вы можете обнаружить, что налогови(ки уже опубликовали сообщение о предстоящей ликвидации вашего партнера . Срочно свяжитесь с ним, чтобы прояснить ситуацию. Если он действительно планирует свернуть бизнес, убедитесь, что по сделкам с этим контрагентом у вас есть все закрывающие документы и в них нет недочетов. Иначе по итогам проверки инспекторы снимут расходы и вычеты из-за ошибок в первичке, а у вас уже не будет возможности их исправить.
3. Создайте резерв по сомнительным
долгам
Цель:
равномерно списывать задолженность
контрагентов
В этом году из-за
ограничительных мер властей в связи с распространением COVID-19
у многих компаний сбились сроки не только поставок,
но и оплат. Некоторые организации до сих пор не смогли
возобновить деятельность в полном объеме, и неизвестно, справятся
ли они с кризисом. Резерв по сомнительным долгам позволяет
равномерно списывать возможные потери, если в конечном счете покупатель
так и не расплатится (п. 3
ст. 266 НК). Не придется ждать, пока истечет срок
давности или контрагент ликвидируется. При этом вы уменьшаете текущие
платежи по налогу на прибыль.
Резерв рассчитывается
на последнее число каждого квартала. В него нужно включать
только сомнительные долги по оплате товаров, работ или услуг
с просрочкой более 90 дней — полностью, а от 45
до 90 дней — в размере половины долга с учетом НДС.
Если у вашей
компании есть встречные обязательства перед должником, резервируется только
разница между дебиторской и кредиторской задолженностью (письмо Минфина от 22.01.2020 № 03-03-06/2/3352).
В любом случае не забывайте про лимит для резерва —
10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период либо
за текущий отчетный (п. 4
ст. 266 НК). Выбор за вами.
Что делать.
Проведите ревизию дебиторской задолженности, чтобы оценить целесообразность
формирования резерва. Безопаснее прописать его в учетной политике для
целей налогообложения. Чиновники признают, что это не обязательно . Но в то же время не исключают,
что у инспекторов могут возникнуть претензии.
|
|
Олег
Хороший, |
государственный
советник РФ 2-го класса: |
|
Обязательно
ли резерв по сомнительным долгам предусматривать в налоговой
учетной политике «Создание
резерва — это элемент учетной политики, которая формируется
в начале года. Если начинаете создавать резерв, прямо не прописав
это право в учетной политике, — это не значит, что
вы от него отказались. Право вы реализуете по умолчанию,
только если в учетной политике прямо не написано, что резервы
не формируете. Если
право четко не прописано в учетной политике, тогда его реализация
определяется исходя из действий самого налогоплательщика. И если
он по отчетным периодам резерв не создавал, а потом
в середине года решил создать, то у налоговиков есть
шанс доказать, что в учетной политике не было предусмотрено
создание резерва» |
||
Пропишите в учетной
политике положения о «сомнительном» резерве. Воспользуйтесь формулировками .
Риск минимален, если
ранее ваши контрагенты никогда не задерживали оплату более чем
на полтора месяца. Но при условии, что в «учетке» нет положений
об отказе от резерва по сомнительным долгам.
Проанализируйте
деятельность сомнительных контрагентов. Возможно, от сотрудничества
с некоторыми из них стоит отказаться.
Но не переусердствуйте в своих расчетах. Иначе на проверке
подставите свою организацию под штрафы и обвинения в умышленном
уклонении от уплаты налогов . Как минимум, в своих
рабочих документах не делайте записи, которые впоследствии могут вас
скомпрометировать.
|
Из-за осторожности
главбуха компания попала на удвоенный штраф Налоговики заподозрили
компанию в сделках с однодневками и назначили углубленную
проверку. В рамках ревизии изъяли компьютер главного бухгалтера.
В нем проверяющие нашли файл «Книга 1», в котором были
рассчитаны риски по ревизии по НДС в общей сумме
66 290 185 руб. Эта сумма полностью совпала с размером
вычетов, которые инспекторы сняли по сделкам со спорными
контрагентами. Но интересно
другое — в этом же файле главбух просчитал штраф
за нарушение — не 20 процентов как за неуплату
налога, а 40. Тем самым он подтвердил, что организация
не случайно промахнулась, а умышленно уклонялась от уплаты
налогов (постановление Арбитражного суда
Уральского округа от 21.05.2020 по делу № А50-32190/2018)
|
Проведите внеплановую инвентаризацию
складских остатков
Цель:
списать товары, которые
уже невозможно реализовать
Даже если деятельность
компании в период пандемии не была полностью парализована, спрос
на продукцию снизился практически у всех. Товар мог испортиться или
«испариться», особенно если в помещение не было доступа или оно
временно не охранялось.
Внеплановая
инвентаризация позволит выявить порчу и недостачу. Стоимость такой
продукции вы можете списать на расходы. Правда, ограничения все-таки
есть.
Что делать.
В таких случаях инвентаризация обязательна (п. 27
приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н). Она проводится
по приказу руководителя. Его можно составить на бланке из постановления Госкомстата от 18.08.1998 № 88
или на самостоятельно разработанном бланке. Проследите, чтобы в нем
был указан состав инвентаризационной комиссии, цель проверки, ее объем
и срок. Также в приказе обозначьте сроки передачи документов
в бухгалтерию по итогам инвентаризации. Речь идет о ведомости
недостач. Но чтобы списать расходы, потребуется еще один приказ.
Если региональные власти
в своих нормативных актах признали пандемию форс-мажором, стоимость
испорченных товаров в полной сумме учтите во внереализационных
расходах (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК).
Неважно, обязаны вы их утилизировать по закону или нет.
В ином случае ориентируйтесь на нормы естественной убыли.
Стоимость украденной
продукции вы также вправе отнести на затраты. Но это возможно
только при условии, что виновник не найден. То есть вам потребуется
документ из полиции, например постановление о прекращении уголовного
дела в связи с невозможностью установления виновного лица.
Учитывайте «коронавирусные» расходы
с начала года, а не с апреля
Цель:
уменьшить текущие платежи
по налогу на прибыль
В этом году из-за
пандемии чиновники обязали все компании закупать маски-перчатки, регулярно
проводить дезинфекцию помещений и измерять температуру не только
своим сотрудникам, но и посетителям. Причем контроль
за соблюдением масочного режима усилился после того, как частично сняли ограничительные меры и разрешили бизнесу
возобновить деятельность. Закон, позволяющий учесть эти расходы,
вступил в силу только 22 апреля (Федеральный
закон от 22.04.2020 № 121‑ФЗ).
Но он распространяется на правоотношения, возникшие
с 1 января.
Ранее финансисты
разъясняли, что при налогообложении прибыли можно учитывать затраты
на приобретение лишь тех медикаментов, которые перечислены
в требованиях к комплектации аптечек для оказания первой медицинской помощи
из приказа Минздравсоцразвития от 05.03.2011
№ 169н (письма Минфина от 03.10.2012
№ 03-03-06/2/112 и от 20.08.2012
№ 03-03-06/1/412). Но в этот перечень входят только
перевязочные материалы и механические кровоостанавливающие средства.
Что делать. Проведите
ревизию всех «защитных» покупок с 1 января. Спишите затраты, которые
не учли в I квартале.
В принципе ошибка
не привела к недоимке, и исправить ее можно в текущем
периоде, но есть ограничение (письмо Минфина
от 06.04.2020 № 03-03-06/2/27064). Без уточненки
не обойтись, если:
·
в текущем периоде получили убыток;
·
в периоде ошибки сработали в минус.
Учтите, что, по мнению
ФНС, расходы компании на покупку противовирусных СИЗ и дезинфекцию должны быть
адекватны количеству работников и площади дезинфицируемого помещения (письмо от
13.08.2020 № СД-4-3/13046@).
Воспользуйтесь шпаргалкой по всем «коронавирусным» расходам
с подсказками, какие документы вам для этого потребуются.
Не упускайте возможность переложить затраты на маски-перчатки на ФСС. До 1 октября следует обратиться в фонд за финансированием антикоронавирусных мероприятий. Такое право есть у всех компаний, а не только из пострадавших от коронавируса отраслей (письмо ФСС от 05.08.2020 № 02-09-11/12-05-19094).
Пояснения о высокой доле
вычетов
Общество с ограниченной ответственностью «Компания»
ИНН
7710222222, КПП 771001001 127015,
г. Москва, ул. Мясницкая, д. 10, офис 70
ОГРН
1234567890123 Тел.:
(495) 925-00-00
Эл.
почта: info@company.ru
Руководителю
ИФНС России № 10 по г. Москве
Исх. № 222 от 21.08.2020
Ответ на требование
о представлении пояснений
ООО «Компания» в ответ
на требование от 17.08.2020 № 111 подтверждает, что
в декларации по НДС за II квартал 2020 года доля
вычетов превысила 89 процентов.
Высокий удельный
вес вычетов обусловлен следующими причинами.
1. Основной вид деятельности нашей
организации — производство и продажа мебели. В соответствии
с Указом мэра Москвы от 26.03.2020 № 31-М ООО «Компания»
пришлось приостановить деятельность с марта 2020 года. Возобновить
работу удалось только 15 июня. В связи с чем продажи
ООО «Компания» сократились более чем на 60 процентов.
2. На склад ООО «Компания»
в июне 2020 года поступило новое оборудование по договору
поставки от 25.03.2020 года № 65 для производства мебели
стоимостью 3 600 000 тыс. руб., включая НДС в сумме
600 000,00 руб.
В III квартале 2020 года
ООО «Компания» планирует сократить расходы за счет уменьшения доли
закупок импортных материалов: фурнитуры и тканей. Благодаря расширению
ассортимента мы сможем увеличить продажи и соответственно выручку.
Это приведет к снижению доли вычетов. ООО «Компания» планирует
расширить продажи за счет онлайн-торговли через интернет-сайт. В июле
2020 года ООО «Компания» уже заключило договор
с ООО «Интернет-решения» для создания и наполнения сайта
продукцией для продажи.
Вычеты НДС заявлены в декларации
с соблюдением требований статей 169, 171 и 172 НК РФ.
В отчетности нет ошибок, противоречий и несоответствий между
представленными сведениями (ст. 88 НК РФ). Оснований для
представления уточненной декларации нет.
Приложения:
— копии
приказов от 27.03.2020 «О введении простоя на предприятии»
и от 12.06.2020 «Об окончании простоя и во-зобновлении
работы на предприятии»;
— копии
приказов о вводе в эксплуатацию нового оборудования;
— копия
договора от 13.07.2020 № 23-ИТ с ООО «Интернет-решения» о разработке
интернет-сайта ООО «Компания»;
— копии
договоров с поставщиками;
— копии
счетов-фактур, выставленных поставщиками.
Генеральный
директор
ООО «Компания»
Иванов И.И.
Иванов
Главный бухгалтер
ООО «Компания»
Петрова В.В.
Петрова

Комментариев нет:
Отправить комментарий