Для вычетов НДС сканы "первички" не годятся

 



Карантин, ограничения в передвижении и удаленка усложнили документооборот. Инспекторы уже начали снимать расходы и вычеты из-за «коронавирусных» изъянов в первичке. Мы выяснили, что нужно срочно перепроверить в документах.

Документы завизировал больной или самоизолированный сотрудник

Инспекторы запрашивают табели рабочего времени за кризисный II квартал и сопоставляют их с подписями на первичке. Контролеры заподозрят фиктивность сделки, если документы завизировал работник, который болел или находился на самоизоляции.

В ходе проверки налоговики установили, что в товарных накладных в разделе о получении груза расписался работник, который в это время находился на больничном. Проверяющие это выяснили по справкам 2-НДФЛ — доход сотрудника за спорный период был указан с кодом 2300, то есть он получал пособие по временной нетрудоспособности.

Из-за такой нестыковки инспекторы решили, что поставки товара на самом деле не было, и сняли вычеты. Судьи с проверяющими согласились (определение Верховного суда от 19.03.2020 № 304-ЭС20-1340).

 

Сейчас налоговикам не нужно дожидаться справок 2-НДФЛ, чтобы вычислить нетрудоспособного сотрудника. Они используют сведения из расчета по взносам, а также выписки по банковским счетам как компаний, так и «физиков».

Инспекторы стали в четыре раза чаще запрашивать выписки по счетам

В рамках встречных проверок налоговики массово запрашивают у банков информацию по счетам компаний и «физиков». Кредитные организации даже не успевают их обрабатывать. Ассоциация банков России обратилась к руководителю ФНС с просьбой остановить террор или хотя бы дать кредитным организациям больше времени на исполнение требований (письмо от 24.07.2020 № 02-05/Б36).

В письме отмечается, что объем запросов в среднем увеличился в четыре раза. При этом в период действия ограничительных мер банки не заметили, чтобы число требований от инспекторов уменьшилось

Кроме того, в апреле — мае по всей стране работники старше 65 лет должны были находиться на самоизоляции, а после 15 июня этот режим вводили на уровне отдельных регионов. Поэтому инспекторам достаточно установить возраст подписанта, чтобы усомниться в реальности сделки.

Что срочно перепроверить. Убедитесь, что с вашей стороны документы подписаны сотрудниками, которые продолжали работать. Если они старше 65 лет, будьте готовы представить инспекторам приказ о том, что их не отстранили от работы и сведения о таких сотрудниках не передавали в ФСС для назначения «карантинных» пособий.

Вам потребуются дополнительные аргументы, если работник действительно был на больничном. Главное, доказать, что сделка реальна. Нестыковки в подписях сами по себе не говорят о том, что компания получила необоснованную налоговую выгоду (п. 3 ст. 54.1 НК и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.07.2020 по делу № А19-10393/2018).

К тому же такие ошибки не мешают идентифицировать продавца, покупателя, наименование товара, работы, услуги или имущественного права, их цену и стоимость. А значит, отказ в вычетах неправомерен. На это указал Минфин еще в письме от 04.02.2015 № 03-03-10/4547. Но судьи до сих пор его учитывают и снимают претензии налоговиков (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2020 по делу № А53-17628/2018).

Безопаснее заблаговременно передать право подписи документов другому работнику.

Удостоверьтесь, что у тех, кто завизировал документы со стороны контрагентов, также есть необходимые полномочия. Если это не директор, должны быть доверенность или приказ. Запросите их у партнеров, чтобы инспекторам было не к чему придраться.

Директор на карантине лишь номинально руководил компанией

Сложнее ситуация, когда сам директор заболел или вынужден был самоизолироваться, а то и вовсе застрял за границей. Все договоры, которые были заключены в его отсутствие, инспекторы считают подозрительными. По их мнению, такие сделки заключают только для того, чтобы увеличить налоговые расходы.

По результатам выездной проверки налоговики доначислили компании почти 30 млн. руб. в виде НДС и налога на прибыль, а также пени и штраф. Проверяющие обвинили ее в организации формального документооборота. Они выяснили, что директор организации контрагента не мог по состоянию здоровья подписывать какие-либо договоры. А на момент проведения проверки вообще умер. Контролеры также представили суду иные доказательства фиктивности сделки и смогли убедить судей в правомерности доначислений (определение Верховного суда от 15.05.2018 № 309-КГ18-4554).

 

Что срочно перепроверить. В идеале на время болезни руководителя исполнять его обязанности должен кто-то другой, например заместитель. Если же, несмотря на недомогание, директор продолжал руководить компанией, вам придется документально подтвердить, что он мог:

·         вести оперативное руководство по телефону или интернету;

·         анализировать и подписывать отчетность;

·         участвовать в заседаниях при помощи скайпа;

·         издавать приказы, инструкции и подписывать их.

Предъявите налоговикам ведомости телефонных переговоров, протоколы заседаний совета директоров, решения и приказы, подписанные директором, скриншоты электронных писем (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.08.2014 № А13-4339/2013). Это подтвердит, что руководитель не номинальный и действительно занимается бизнесом.

Будьте готовы, что инспекторы попытаются доказать фиктивность сделок. В качестве контраргументов у вас должны быть доказательства их реальности — сохраняйте переписку с партнерами, графики выполнения работ, журналы пропусков, а также фото- и видеоматериалы. Арбитры принимают их в качестве допустимых доказательств (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2018 № А65-24076/2017 и решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.05.2017 № А27-24338/2016).

На будущее, с учетом возможной второй волны коронавируса, заранее продумайте, кто будет подписывать документы на случай временной нетрудоспособности руководителя. Учтите, что проблемы могут возникнуть не только с налоговой инспекцией, но и соцстрахом. В подобных ситуациях из-за автографа на первичке фонд откажет в возмещении больничных расходов, поскольку законодательством не предусмотрена одновременная выплата пособия и зарплаты (ст. 183 ТК, ст. 5 и 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

На электронную первичку перешли с нарушением

В период пандемии многие компании экстренно перешли на электронный документооборот с партнерами. Первичка с электронной подписью признается аналогом бумажного документа, подписанного от руки (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете»). Это подтвердил и Минфин в письме от 13.07.2020 № 03-03-06/1/60739. Но не все так просто.

По мнению финансистов, устной договоренности с партнером об электронном обмене документами недостаточно. Они настаивают, что электронная первичка должна быть предусмотрена не только в договоре, но и в учетной политике. Если вы этот момент упустили, инспекторы сочтут первичку составленной с нарушением. А значит, расходы документально не подтверждены.

Что срочно перепроверить. Убедитесь, что в соглашении с партнерами прописали обмен документами по электронке. Это может быть как одно из условий уже действующего договора, так и отдельный документ об электронном взаимодействии. Главное, чтобы в нем стороны подтвердили, что у них есть техническая возможность перейти на электронку. Нельзя, чтобы одна сторона сделки подписала документ на бумаге, а вторая — электронной подписью (письмо ФНС от 23.04.2018 № ЕД-4-15/7760).

Важно также прописать вид электронной подписи, которым заверяется первичка, — простая или усиленная квалифицированная. Пока специального стандарта для целей бухучета не предусмотрено, допускается любой вариант. Укажите и дату, с которой отказались от бумажных документов.

Если не сделали это своевременно, заключите соглашение сейчас. Предусмотрите, что оно действует задним числом (п. 2 ст. 425 ГК).

Будьте готовы, что инспекторы на проверке запросят у вас учетную политику как для целей бухучета, так и налоговую. В них также должен быть предусмотрен электронный документооборот. В общем случае «учетку» правят с начала года. Исключение — изменилось законодательство или существенно поменялись условия деятельности.

Ограничительные меры, из-за которых привычный обмен документами стал невозможным, как раз относится к таким случаям. Более того, если вы начинаете использовать новые формы первички, то откладывать поправки в учетную политику до начала следующего года нельзя.

Не заменили скан-копии на оригиналы

Не у всех компаний была техническая возможность перейти на полноценный электронный документооборот. И они воспользовались тем, что Минфин разрешил учесть расходы по сканам первичных документов, пока нет возможности заполучить оригиналы (письма от 13.05.2020 № 03-03-07/38785 и от 22.04.2020 № 03-01-10/32570). Чиновники не увидели в этом нарушение правил бухучета, но отметили, что это допускается в исключительных случаях и руководитель обязан обеспечить соблюдение требований к первичным учетным документам.

В то же время признавать расходы по сканам в налоговом учете рискованно. Разъяснения Минфина неоднозначны (письмо от 13.02.2020 № 03-03-06/1/9882). А у инспекторов уже отработанная практика доначислять налоги, если нет подлинников (письмо УФНС по г. Москве от 25.01.2008 № 20-12/05968).

Что срочно перепроверить. Убедитесь, что получили оригиналы от партнеров. Налоговики вправе их запросить на камералке, если усомнятся в достоверности копий (п. 2 ст. 93 НК).

Попросите инспекторов об отсрочке, если на момент проверки подлинники к вам еще не поступили. Укажите, что в период кризиса по договоренности с контрагентами обменивались скан-копиями и Минфин это допускает. Запросите у контрагента подтверждение отправки подлинников.

Налоговики вправе, но не обязаны давать вам отсрочку. Но, как мы выяснили в инспекциях, проверяющие готовы пойти навстречу, учитывая сложившуюся ситуацию. Тем более что впоследствии вы сможете представить документы в суде и налоговики проиграют спор (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2009 по делу № А45-10380/2008-24/199).

Компания не смогла в срок представить инспекторам оригиналы товарных накладных и актов выполненных работ. Налоговики посчитали, что расходы документально не подтверждены, и доначислили налог на прибыль, пени и штраф.

Однако суд не поддержал проверяющих. Арбитры отметили, что законодательство «формально не содержит запрета на использование в качестве оправдательного документа его копии». Полученные обществом по факсу документы «содержали все обязательные реквизиты, необходимые для… учета». А раз впоследствии компания передала налоговикам и оригиналы спорной первички, то вопрос исчерпан (постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.11.2015 по делу № А41-39387/14).

 

Прежде чем отправлять инспекторам оригиналы, сопоставьте их с копиями, которые направляли им ранее. Расхождения налоговики также могут расценить как признак схемы. Отдельные недочеты можно обнаружить даже на глазок — не те подписи, съехавшая печать и т. п. Это даст повод инспекторам начать углубленную проверку. И если они найдут дополнительные признаки фиктивности сделки, снимут расходы и вычеты (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2019 № Ф06-48096/2019).


Для вычетов НДС сканы счетов-фактур не годятся

Инспекторы снимут вычеты, если у вас не будет оригиналов счетов-фактур. Оспорить в суде их решение не получится. Например, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2017 № Ф06-20782/2017 сказано, что «копии счетов-фактур в отсутствие подлинников документов не могут быть приняты во внимание в качестве документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговый вычет, ни налоговым органом, ни судом».

И это не единственное решение в пользу налоговиков. Верховный суд также подчеркнул, что сканы первичных документов с флешки основанием для вычета НДС не являются (определение от 14.01.2019 № 304-КГ18-22885)

Сотрудники на удаленке фактически не работали

В период карантина чиновники настоятельно рекомендовали компаниям по максимуму перевести работников на удаленку. Но если неправильно организовать такую форму работы, у инспекторов появился повод заподозрить, что такие переводы — это фикция. Дескать, по факту сотрудники не работали, соответственно сделки, в которых они участвовали, провели только на бумаге. В итоге проверяющие исключают из расходов не только затраты по спорным договорам, но и зарплату.

Компания взяла на работу врача из другого города. Он работал дистанционно, но не подписывал документы электронной подписью (ст. 312.1 ТК). Подготовка врачебных заключений сделана с большим опозданием, и в них уже не было смысла. Судьи поддержали налоговиков, которые сняли расходы на зарплату дистанционщика и начисленные на нее взносы (определение Верховного суда от 09.10.2018 № 304-КГ18-15248).

 

Что срочно перепроверить. Из кадровых документов должно быть видно, кого из работников перевели на удаленку, что входило в круг их должностных обязанностей и как вы контролировали их выполнение. В Минтруде посчитали, что в период коронавирусных ограничений достаточно приказа о временном переводе, то есть можно было не заключать допсоглашения к трудовому договору (Рекомендации, утв. письмом от 23.04.2020 № 14-2/10/П-3710). Но после карантина документы нужно привести в порядок — как минимум собрать подписи сотрудников о новых условиях работы.

Если у инспекторов возникнут претензии, укажите, что промахи в кадровых документах — это нарушение трудового законодательства, а не налогового. Кроме того, даже если сотрудника вовсе не оформили в течение трех дней, как приняли на работу, трудовой договор с ним считается заключенным (ст. 67 ТК). Поэтому вы вправе учитывать в расходах на оплату труда его зарплату.

Для вас важно доказать, что человек действительно выполнял свои трудовые обязанности. Поэтому при необходимости представьте налоговикам переписку с сотрудником о том, как решались текущие рабочие вопросы, а также отчеты о проделанной работе (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.08.2014 № А13-4339/2013).

Учтите, что в ближайшее время налоговики начнут совместные с прокуратурой проверки компаний из пострадавших от коронавируса отраслей. Цель таких контрольных мероприятий — вычислить тех, кто незаконно получил из бюджета субсидии на зарплату или дезинфекцию. Одна из схем состоит как раз в том, что сотрудники компаний фактически не работали, но их по сведениям из формы СЗВ-М посчитали при определении размера субсидии.


Приказ о предоставлении права подписи

 

Общество с ограниченной ответственностью «Компания»

 

ИНН 7710222222, КПП 771001001                                     127015, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 10, офис 70

ОГРН 1234567890123                                                            Тел.: (495) 925-00-00

                                                                                                     Эл. почта: info@company.ru

 

Приказ № 64

О предоставлении права подписи первичных документов

 

г. Москва                                                                                                                                            22.07.2020

 

      В целях исполнения требований, указанных в статьях 7 и 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», своевременного оформления первичных учетных документов и в связи с болезнью начальника склада № 2 Борисенко П.А.

 

      ПРИКАЗЫВАЮ:

 

      1. Временно предоставить заместителю начальника склада № 2 Мамаеву А.К. право подписи первичной документации Отделения № 2 с 22 июля 2020 года.

      2. Считать подпись Мамаева А.К., приведенную под настоящим приказом, образцом подписи, действительной при оформлении первичной документации.

 

Генеральный директор

ООО «Компания»                                                             Иванов                                                     И.И. Иванов

 

С приказом ознакомлен:

заместитель начальника склада № 2                         Мамаев                                                    А.К. Мамаев

 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу