Инспекторы заглянут даже в электронные кошельки «физиков»

 





В минувшем году налоговая служба взяла на себя не свойственные ей функции. Инспекторы выплачивали бизнесу субсидии на зарплату и возобновление деятельности. ФНС использовала свои технологии, чтобы организовать выдачу компаниям льготных кредитов, и дала возможность Пенсионному фонду выплачивать антикризисные детские пособия гражданам без лишних заявлений.

В дальнейшем контролеры смогут использовать свои ноу-хау и при проверках. Глава ФНС Даниил Егоров раскрыл планы на 2021 год на налоговом форуме, который недавно прошел в ТПП. Они, действительно, затронут каждого.

Рост налогов и взносов

Кризис отразился на доходах бюджета. Очевидно, что без радикальных реформ не обойтись. Налоговикам нужно найти ресурсы, чтобы восполнить дыру. Похоже, что для этого снова перепишут кодекс.


«Нужно на нас смотреть как на администратора. Есть налоговая политика, которая определяется Минфином и дальше проходит через законотворческую деятельность. Мы же смотрим на налоги с точки зрения того, насколько то или иное решение возможно администрировать, какая нагрузка будет на плательщика, на государство, не создаст ли это каких-то искажений».

 

Как повлияет на работу. Отслеживайте поправки в кодекс. ФНС поставила перед собой задачу свести число налоговых споров к минимуму. Чиновники анализируют судебную практику и инициируют изменения, чтобы устранить неопределенность. Какие новшества нужно учитывать в работе уже с января.

Не все идеи ФНС направлены исключительно на пополнение бюджета. Например, с 2021 года освободили от взносов «командировочные» подрядчиков, хотя нередко инспекторы выигрывали в таких спорах.

Кроме того, в разгар кризиса в стенах службы активно обсуждали поправки, чтобы разрешить компаниям списать все расходы, которые у них возникли из-за экстренного перевода работников на удаленку. Но в конечном счете решили ничего не менять. В ФНС согласились, что кодекс и так позволяет учесть эти затраты при расчете налога на прибыль.

Более жесткие инициативы исходят от других финансовых экспертов. Причем значительная часть предложений касается НДФЛ.

Таблица. Как предлагают закрутить гайки*

Какой налог

Что предлагают

Налог на доходы физлиц

Усилить контроль за сделками в соцсетях. Если они регулярные — доначислять налог

Анализировать банковские выписки и содержание электронных кошельков физлиц. Взимать НДФЛ с поступлений, если они связаны с предпринимательской деятельностью

Сопоставлять доходы и расходы граждан. Сумму превышения включать в базу по налогу

Ввести прогрессивную ставку НДФЛ:
— 13% для доходов до 600 тыс. руб. в год;
— 15% с поступлений от 600 тыс. руб. до 3 млн руб.;
— 20% к доходам 3—5 млн руб.;
— 25% к доходам свыше 5 млн руб.

Налог на добавленную стоимость

Увеличить налоговую ставку на 1—1,5% на 2022—2025 годы

Оставить льготную ставку в 10% только для продуктов первой необходимости

 

* По материалам парламентских слушаний на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов», которые провел Совет Федерации (09.12.2020).

Налоговые платежки и блокировки счетов


 

В прошлом году чиновники неоднократно сдвигали сроки сдачи отчетов и уплаты налогов. Но не всегда успевали своевременно обновить проверочную программу инспекторов. В итоге компании столкнулись с блокировками счетов, хотя свои обязательства перед бюджетом исполняли вовремя. В ФНС придумали, как исключить подобные недоразумения в будущем.


«К февралю централизуем работу с налогоплательщиками в части всех лицевых счетов, открытых на территории всей России. Что это значит, переводя на русский язык: если у меня компания зарегистрирована в инспекции условно номер один, не важно, где у меня распределено имущество, не важно, где у меня находится обособленное подразделение. Все администрирование и с точки зрения блокировки счетов в том числе будет исходить из одной точки. Мы добиваемся снятия неопределенности, в каком месте какая инспекция наложит такую обеспечительную меру, как приостановление по счетам».

 

Как повлияет на работу. Вы будете реже сталкиваться с незаконными блокировками счетов. Но из-за реформы уже с января изменились реквизиты платежных поручений по всем налогам. Если не учтете новшества, есть риск, что платежи попадут в невыясненные.

В погоне за недоимкой

Сейчас компаниям сложно получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом — то всплывает копеечный долг по какому-то налогу, то мифические пени. В ФНС знают и об этой проблеме.


«Речь о ситуации, когда у меня много обязательств в разрезе разных бюджетов разных подразделений. И получается, что где-то у меня переплата, а вот где-то в каком-то месте возникла недоимка. И вот каждый раз нужно гоняться за этой недоимкой, чтобы получить справку об отсутствии задолженностей. Теперь принято решение, что мы переходим на сальдированный результат, то есть считаем все плюсы и минусы. Если сальдо положительное — выдаем справку».

 

Как повлияет на работу. Получить справку об отсутствии задолженности теоретически станет проще. А значит, вам не откажут в лицензии или госзаказе из-за копеечного долга. Но не рекомендуем пускать дело на самотек. Несмотря на то что все процессы сейчас автоматизированы, недоразумения не исключены. Поэтому, прежде чем обращаться, например, за лицензией, проведите сверку с налоговой. Иначе госпошлину вам не вернут.

О юридических адресах

Из-за ограничительных мер в связи с коронавирусом многие компании покинули свои офисы. И есть риск, что в ЕГРЮЛ появится метка о недостоверности юридического адреса. ФНС не планирует отказываться от проверок.



«Вы даже не представляете себе, какая это для нас нагрузка, для того чтобы идентифицировать адреса. И поверьте, мы это делаем не потому, что нам так хочется очень погулять по городам и весям и находить каждый раз юрадреса, а для того, чтобы идентифицировать сущностные характеристики компании. Чем она занимается, кто в ней работает, ну и со всеми производными. Мы находимся в той ситуации, в которой сегодня есть возможности для создания условно технических компаний. А значит, нужны проверки».

 

Как повлияет на работу. По-прежнему отслеживайте в госреестре сведения о вашей компании, чтобы не пропустить отметку об их недостоверности. Проверяйте и своих контрагентов. Иначе могут возникнуть проблемы с учетом расходов и НДС-вычетами.

С июля вы не сможете отчитаться перед налоговой, если в ЕГРЮЛ будет «черная метка» о руководителе. О других изменениях в налоговом администрировании.

Все окажутся под колпаком

ФНС назначили оператором федерального регистра населения. В него входит и информация из ЗАГСа. В кризис налоговики ее использовали, чтобы без лишних заявлений и проверок выплачивать семьям с детьми пособия. Но очевидно, что это не единственное предназначение мега-ресурса.



«По сути, данные, которыми управляет ФНС, уже невозможно рассматривать как чистый налоговый актив. Это куда более широкий актив… Это институт, который очень многое позволит “опрозрачить”, формировать новую добавленную стоимость исходя из тех знаний, которые верифицированы».

 

Как повлияет на работу. Изменится список документов, которые вам предоставят сотрудники, чтобы, например, получить вычеты на детей. Вместо привычных свидетельств о регистрации брака или разводе вам дадут выписки из реестра. Но это не самое страшное.

Есть вероятность, что у налоговиков появятся дополнительные вопросы к работодателям, если окажется, что их сотрудники живут не по средствам. А значит, руководителей станут чаще вызывать на зарплатные комиссии.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу