У инспекторов есть несколько секретных систем. Им теперь даже не обязательно приходить с выездной проверкой. Они могут уже на камеральной проверке найти ошибки и сомнительные сделки. После этого урока вы узнаете, откуда инспекторы берут информацию во время камералок, почему рассылают так много требований и как на них отвечать.
Система «АСК НДС»
Декларации по НДС сверяет между собой специальная программа налоговиков «АСК НДС-2». Эта программа позволяет выявить компании, которые незаконно используют вычеты по НДС.
Как работает АСК НДС-2. На начальном этапе каждая декларация проходит проверку с помощью автоматической системы контроля «АСК НДС» (версии 2 и 3). В ходе такого контроля программа проверяет:
- совпадают ли показатели из декларации с контрольными соотношениями. Например, сопоставляют данные из разделов 8 и 9 с показателями раздела 3 декларации;
- есть ли расхождения между реквизитами проверяемой организации и ее контрагентов. Например, если сумма вычета, которую покупатель заявил в декларации, не соответствует сумме НДС у продавца;
- соответствуют ли платежи суммам НДС, которые налогоплательщики указывают в назначении платежа в платежном поручении. Далее эти суммы программа автоматически сравнивает с декларациями поставщиков и покупателей. Такую информацию система «АСК НДС» проверяет и у налогоплательщиков на спецрежимах.
Если в ходе такой проверки в декларации обнаружены ошибки или расхождения, инспекция направит организации:
- требование о представлении пояснений;
- приложение к требованию с кодами ошибок;
- машиночитаемый файл, который дублирует данные из приложения к требованию.
Программа «АСК НДС» автоматически формирует отчеты о расхождениях в налоговой отчетности, если их не устранили в пятидневный срок.
В какой срок ответить на требование. Запрошенные пояснения подайте в течение пяти рабочих дней с даты, когда получили из инспекции требование (п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения требования (п. 2 ст. 6.1 НК).
Схема. Как действовать, если вы получили автотребование по НДС из налоговой
АИС «Налог»
Данных о счетах-фактурах налоговикам недостаточно. Инспекторы анализируют платежи компаний, чтобы доказать незаконные вычеты. Они проверяют, платит ли поставщик НДС в бюджет. Смотрят, перечислил ли покупатель оплату за товары. И анализируют движение денег по всей цепочке сделок. Для этого налоговикам раньше приходилось запрашивать у банка выписки. А теперь им достаточно посмотреть информацию о платежах в АИС «Налог».
Автоматизированная информационная система «Налог-3» — это единая информационная система ФНС. Туда поступают данные отчетности по ТКС, ответы на запросы налоговиков в электронном виде, данные о платежах из банков и т. д. ИФНС при помощи деклараций по НДС и банковских выписок сравнивает данные заявленных оплаченных сумм НДС.
Пример
Инспекторы выяснили, что компании поставщика нет в ЕГРЮЛ или она не представляет налоговую отчетность. Значит, поставщик не платит НДС в бюджет и у покупателя нет права на возмещение. Это так называемый разрыв по НДС. Компании, которая заявила такой НДС к вычету, ИФНС сразу направляет требование представить документы по такой операции (п. 8.1 ст. 88 НК).
Сбои в АИС «Налог-3» становятся причиной того, что отчетность зависает со статусом «Отправлено» или возвращается из-за несуществующих ошибок. Часто ошибки, о которых сообщает ИФНС, вообще не имеют отношения к сданному ранее отчету.
Если после отправки декларации по НДС получили из налоговой уведомление «Присутствуют расхождения в персонифицированных сведениях о застрахованных лицах», дайте пояснения. Сообщите, что в декларации нет таких сведений и соответственно расхождений.
В программе налоговиков бывают сбои, которые приводят к недостоверности данных, например, в выписке ЕГРЮЛ. По этой причине могут не принять отчеты.
Пример
Программа налоговиков «подтягивает» в выписку ЕГРЮЛ чужие сведения о руководителях, из-за чего не принимает правильные отчеты. Или в программе «слетают» сведения о самом налогоплательщике либо о его уполномоченных сотрудниках. В результате ИФНС присылает отказ, так как программа считает верные сведения о доверенности недействительными. В такой ситуации сделайте копии доверенности и учредительных документов, приказа о назначении руководителя и поясните, что в системе некорректные данные.
Как правило, в таких ситуациях налоговики просят уточнить ранее сданный отчет или явиться в инспекцию для дачи пояснений. Игнорировать вызов в инспекцию не стоит. А вот сдавать уточненку не советуем — потом налоговики все равно могут заблокировать счет и оштрафовать за несданный первичный отчет.
Если в устной беседе с инспекторами решить вопрос не удастся, направьте в налоговую письменное заявление. Приложите к нему протоколы спецоператора, которые будут свидетельствовать о том, что отчет вы отправили вовремя и в установленном формате.
Комментариев нет:
Отправить комментарий