С
1 мая вы сможете подать жалобу на решение инспекторов не только
на бумаге, но и по электронке. Такая возможность пока есть
лишь у компаний в пяти пилотных регионах — Москве,
Санкт-Петербурге, Волгоградской и Нижегородской областях и Республике
Алтай. А к 1 июля подтянутся и остальные субъекты.
ФНС утвердила для
электронной жалобы специальную форму и формат, а также порядок
заполнения. Воспользуйтесь новым бланком, даже если направляете жалобу
на бумаге. В нем ведомство учло все обязательные требования
к оформлению документа. Так вы ничего не упустите, и у
инспекторов не будет повода вам отказать. А это важно, поскольку
на обжалование дается не так много времени. Наша инструкция поможет
вам соблюсти все формальности.
О каких жалобах идет речь
Если вы не согласны
с результатами налоговой проверки, требованием об уплате налогов,
пеней, штрафов или действиями инспекторов, сразу обратиться в суд нельзя.
Ваше заявление просто не примут.
Кодексом установлен
обязательный досудебный порядок урегулирования таких споров. А для этого
сначала нужно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган,
а именно в региональное УФНС. Вот форму такой жалобы и утвердила
ФНС приказом от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@.
До сих пор налоговое ведомство разрешало составлять жалобу в произвольной форме. ФНС лишь уточняла, что в ней писать (информация от 09.02.2011). Практически все эти рекомендации учли в порядке заполнения нового бланка. Как и раньше, подать жалобу нужно через инспекцию, решение которой оспариваете (п. 1 ст. 139 НК).
Есть случаи, когда
вы по-прежнему можете сразу обратиться в суд. Например, если
заявляете имущественные требования о возврате или возмещении налогов,
пеней, штрафов или считаете, что решение ФНС или действия или бездействие
ее должностных лиц нарушают ваши права. Также сразу в суд можно подать
заявление о незаконности инкассовых поручений или постановлений
о взыскании налога за счет имущества плательщика (п. 65 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013
№ 57). Аналогично и с вердиктом УФНС по итогам
рассмотрения вашей жалобы на решение инспекции. Его не нужно
обжаловать в ФНС.
В какие сроки нужно подать жалобу
Сроки не изменились.
Жалобы по-прежнему делятся на обычные и апелляционные.
Соответственно, и сроки различаются.
Если спорное решение
инспекторов еще не вступило в силу, подготовьте апелляционную жалобу
(абз. 3 п. 1 ст. 138 НК).
На это у компании есть один месяц со дня, когда получили это
решение (п. 9 ст. 101 НК).
Пропустили месячный
срок — направляйте обычную жалобу (п. 2
ст. 139 НК). Главное, не затягивать. Вам нужно успеть
до того, как пройдет год со дня вынесения решения. Такой
же срок предусмотрен и для подачи жалобы на действия или
бездействие должностных лиц. Но его отсчитывайте с момента, когда
компания узнала или должна была узнать о нарушении своих прав.
При необходимости срок
для подачи обычной жалобы можно продлить. Но вам придется приложить
к ней ходатайство с вескими причинами, по которым
не удалось обратиться вовремя.
Что учесть при заполнении электронного
бланка
Заполнить жалобу просто.
Укажите наименование УФНС, в которое ее подаете, и реквизиты
инспекции, чей акт или действия, бездействие должностных лиц обжалуете.
Для каждого предмета
обжалования в бланке есть свой код. Проставьте код 1, если жалуетесь
на решение инспекторов, 2 — когда оспариваете налоговое уведомление,
3 — требование об уплате, 4 — иные документы или действия,
бездействие должностных лиц. Укажите реквизиты обжалуемого решения
и приведите основания, которые подтвердят, что ваши права нарушили. Далее
впишите ваши требования.
Осталось проставить
только отметку, какую жалобу вы подаете — обычную или апелляционную.
И каким способом вы хотите получить ответ —
по почте, ТКС, лично или через личный кабинет налогоплательщика. Учтите, что вариант «лично» вы можете выбрать, если
подавали жалобу на бумаге, а «через личный кабинет», когда таким
же способом направляли и саму жалобу.
Заверить электронную жалобу нужно усиленной цифровой подписью. Когда документ подписал представитель, то к жалобе прикрепите информационное сообщение о представительстве, а также скан доверенности.
К жалобе вы можете
прикладывать любые подтверждающие документы и пояснения. Например, вам
может не хватить места для того, чтобы полностью вписать все основания,
по которым считаете, что инспекторы не правы. Для этого поля
в электронном бланке предусмотрено только 2000 символов.
Если ваша информация
не уместилась, более подробно приведите ее на отдельном листе,
который просто отсканируйте, и прикрепите к жалобе. Аналогично
поступайте и с другими подтверждающими документами, например вашими
расчетами налогов или взносов. Главное, чтобы файлы были в формате .tif,
.jpg, .pdf, .png, а черно-белые изображения — с разрешением
от 150 до 300 точек на дюйм с использованием
256 градаций серого цвета (п. 3.3 приказа ФНС
от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@).
Как убедиться, что жалоба дошла
до инспекторов
Точно так же, как
и при отправке в налоговую других электронных документов.
В течение одного рабочего дня с даты отправки вы получите:
·
уведомление об отказе в приеме жалобы
(п. 19 Процедуры получения решения
(извещения) по жалобе, утв. приказом ФНС
от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@);
·
подтверждение даты отправки электронного
документа;
·
квитанцию о приеме электронного документа
за подписью ИФНС.
В новом порядке ФНС
установила четыре основания, по которым инспекторы завернут вашу жалобу:
·
направили ее не в ту налоговую;
·
составили не по установленному
формату;
·
не подписали документ усиленной подписью или
Ф. И. О. владельца ключа не совпадает с данными подписанта;
·
не приложили информационное сообщение
о представительстве.
Вы сможете подать жалобу
повторно, исправив ошибки. Главное, следите за сроками.
Когда ждать результат
Инспекция направит жалобу
в УФНС в течение трех рабочих дней. Специалисты управления рассмотрят
ее в течение:
·
15 рабочих дней, если обжалуете действия или
бездействие должностных лиц. Этот срок могут продлить максимум
на те же 15 дней;
·
одного месяца, когда организация обжалует
решение инспекторов. Срок могут продлить еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК).
Скан принятого
по жалобе решения УФНС направит в вашу инспекцию в течение двух
рабочих дней. Вам его перенаправят в течение одного рабочего дня.
Когда получите решение,
направьте налоговикам квитанцию о получении, подписанную усиленной
электронной подписью. Сделать это нужно не позднее следующего рабочего
дня.
Если решение УФНС вас
не устраивает, обращайтесь в ФНС или суд. В обоих случаях сроки
одинаковые — три месяца с даты решения УФНС (п. 2
ст. 139 НК и п. 4
ст. 198 АПК).

Комментариев нет:
Отправить комментарий