У инспекторов появились новые основания для отказа

 

 





С 1 мая вы сможете подать жалобу на решение инспекторов не только на бумаге, но и по электронке. Такая возможность пока есть лишь у компаний в пяти пилотных регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Волгоградской и Нижегородской областях и Республике Алтай. А к 1 июля подтянутся и остальные субъекты.

ФНС утвердила для электронной жалобы специальную форму и формат, а также порядок заполнения. Воспользуйтесь новым бланком, даже если направляете жалобу на бумаге. В нем ведомство учло все обязательные требования к оформлению документа. Так вы ничего не упустите, и у инспекторов не будет повода вам отказать. А это важно, поскольку на обжалование дается не так много времени. Наша инструкция поможет вам соблюсти все формальности.

О каких жалобах идет речь

Если вы не согласны с результатами налоговой проверки, требованием об уплате налогов, пеней, штрафов или действиями инспекторов, сразу обратиться в суд нельзя. Ваше заявление просто не примут.

Кодексом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования таких споров. А для этого сначала нужно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а именно в региональное УФНС. Вот форму такой жалобы и утвердила ФНС приказом от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@.

До сих пор налоговое ведомство разрешало составлять жалобу в произвольной форме. ФНС лишь уточняла, что в ней писать (информация от 09.02.2011). Практически все эти рекомендации учли в порядке заполнения нового бланка. Как и раньше, подать жалобу нужно через инспекцию, решение которой оспариваете (п. 1 ст. 139 НК).

Есть случаи, когда вы по-прежнему можете сразу обратиться в суд. Например, если заявляете имущественные требования о возврате или возмещении налогов, пеней, штрафов или считаете, что решение ФНС или действия или бездействие ее должностных лиц нарушают ваши права. Также сразу в суд можно подать заявление о незаконности инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества плательщика (п. 65 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). Аналогично и с вердиктом УФНС по итогам рассмотрения вашей жалобы на решение инспекции. Его не нужно обжаловать в ФНС.

В какие сроки нужно подать жалобу

Сроки не изменились. Жалобы по-прежнему делятся на обычные и апелляционные. Соответственно, и сроки различаются.

Если спорное решение инспекторов еще не вступило в силу, подготовьте апелляционную жалобу (абз. 3 п. 1 ст. 138 НК). На это у компании есть один месяц со дня, когда получили это решение (п. 9 ст. 101 НК).

Пропустили месячный срок — направляйте обычную жалобу (п. 2 ст. 139 НК). Главное, не затягивать. Вам нужно успеть до того, как пройдет год со дня вынесения решения. Такой же срок предусмотрен и для подачи жалобы на действия или бездействие должностных лиц. Но его отсчитывайте с момента, когда компания узнала или должна была узнать о нарушении своих прав.

При необходимости срок для подачи обычной жалобы можно продлить. Но вам придется приложить к ней ходатайство с вескими причинами, по которым не удалось обратиться вовремя.


Что учесть при заполнении электронного бланка

Заполнить жалобу просто. Укажите наименование УФНС, в которое ее подаете, и реквизиты инспекции, чей акт или действия, бездействие должностных лиц обжалуете.

Для каждого предмета обжалования в бланке есть свой код. Проставьте код 1, если жалуетесь на решение инспекторов, 2 — когда оспариваете налоговое уведомление, 3 — требование об уплате, 4 — иные документы или действия, бездействие должностных лиц. Укажите реквизиты обжалуемого решения и приведите основания, которые подтвердят, что ваши права нарушили. Далее впишите ваши требования.

Осталось проставить только отметку, какую жалобу вы подаете — обычную или апелляционную. И каким способом вы хотите получить ответ — по почте, ТКС, лично или через личный кабинет налогоплательщика. Учтите, что вариант «лично» вы можете выбрать, если подавали жалобу на бумаге, а «через личный кабинет», когда таким же способом направляли и саму жалобу.

Заверить электронную жалобу нужно усиленной цифровой подписью. Когда документ подписал представитель, то к жалобе прикрепите информационное сообщение о представительстве, а также скан доверенности.

К жалобе вы можете прикладывать любые подтверждающие документы и пояснения. Например, вам может не хватить места для того, чтобы полностью вписать все основания, по которым считаете, что инспекторы не правы. Для этого поля в электронном бланке предусмотрено только 2000 символов.

Если ваша информация не уместилась, более подробно приведите ее на отдельном листе, который просто отсканируйте, и прикрепите к жалобе. Аналогично поступайте и с другими подтверждающими документами, например вашими расчетами налогов или взносов. Главное, чтобы файлы были в формате .tif, .jpg, .pdf, .png, а черно-белые изображения — с разрешением от 150 до 300 точек на дюйм с использованием 256 градаций серого цвета (п. 3.3 приказа ФНС от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@).

Как убедиться, что жалоба дошла до инспекторов

Точно так же, как и при отправке в налоговую других электронных документов. В течение одного рабочего дня с даты отправки вы получите:

·         уведомление об отказе в приеме жалобы (п. 19 Процедуры получения решения (извещения) по жалобе, утв. приказом ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@);

·         подтверждение даты отправки электронного документа;

·         квитанцию о приеме электронного документа за подписью ИФНС.

В новом порядке ФНС установила четыре основания, по которым инспекторы завернут вашу жалобу:

·         направили ее не в ту налоговую;

·         составили не по установленному формату;

·         не подписали документ усиленной подписью или Ф. И. О. владельца ключа не совпадает с данными подписанта;

·         не приложили информационное сообщение о представительстве.

Вы сможете подать жалобу повторно, исправив ошибки. Главное, следите за сроками.

Когда ждать результат

Инспекция направит жалобу в УФНС в течение трех рабочих дней. Специалисты управления рассмотрят ее в течение:

·         15 рабочих дней, если обжалуете действия или бездействие должностных лиц. Этот срок могут продлить максимум на те же 15 дней;

·         одного месяца, когда организация обжалует решение инспекторов. Срок могут продлить еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК).

Скан принятого по жалобе решения УФНС направит в вашу инспекцию в течение двух рабочих дней. Вам его перенаправят в течение одного рабочего дня.

Когда получите решение, направьте налоговикам квитанцию о получении, подписанную усиленной электронной подписью. Сделать это нужно не позднее следующего рабочего дня.

Если решение УФНС вас не устраивает, обращайтесь в ФНС или суд. В обоих случаях сроки одинаковые — три месяца с даты решения УФНС (п. 2 ст. 139 НК и п. 4 ст. 198 АПК). 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу