Ужесточили ответственность за сохранность бумаг

 








Убедитесь, что вы правильно храните документы. Уже с 26 октября компании грозит новый штраф за организацию архива с ошибками и за несвоевременное уничтожение бумаг. Чтобы избежать санкций, учтите новые разъяснения Росархива.

Ввели новый штраф для компаний

С 26 октября для организаций установили новый штраф за неправильное хранение документов (Федеральный закон от 15.10.2020 № 341‑ФЗ). Такое нарушение теперь обойдется компании в 5—10 тыс. руб. А для граждан и должностных лиц санкции выросли в 10 раз.

 

На практике организации грозят штрафы в трех случаях:

·         нарушили условия хранения бумаг: компания не поддерживает в архивохранилище нужный температурный и световой режим, влажность, не установила охранную сигнализацию и т. д. (постановление Хабаровского краевого суда от 10.08.2018 по делу № 4А-450/2018);

·         не уничтожили документы с истекшим сроком хранения (постановление Хабаровского краевого суда от 25.04.2019 по делу № 4А-240/2019);

·         преждевременно уничтожили или утеряли бумаги (постановление судебного участка № 55 Докузпаринского района Республики Дагестан от 20.04.2017 по делу № 3-61/2017).

Кроме того, преждевременное уничтожение или утеря документов может подвести организацию и под санкции от налоговиков, фондов и ГИТ. Какие компании и ее руководству грозят штрафы — в табл. 1.

Таблица 1. Санкции от ФНС, фондов и ГИТ за преждевременное уничтожение документов

Кто оштрафует

За что оштрафуют

Какие санкции грозят

Норма

 

Налоговики

Грубое нарушение правил учета

Штраф для организации — 10 тыс. руб. Те же деяния, совершенные в течение более одного налогового периода, обойдутся ей в 30 тыс. руб. Для руководства штраф 10 тыс. руб., а за повторное — 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок до двух лет

Пункты 1 и 2 статьи 120 НК, пункты 1 и 2 статьи 15.11 КоАП

Отсутствие документов, подтверждающих расходы, вычеты и расчет заработной платы

Инспекторы доначислят налоги и выпишут штраф — 20% от суммы недоимки

Пункт 1 статьи 122 НК

Непредставление документов

На камеральной или выездной проверке

Штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ

Пункт 1 статьи 126 НК

На встречной проверке

Штраф 10 тыс. руб.

Пункт 2 статьи 126 НК

По конкретной сделке вне рамок проверки

Штраф 10 тыс. руб. или 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Пункт 1 или 2 статьи 126 НК

Трудинспекторы

Отсутствие кадровых документов

Штрафы для компании — до 50 тыс. руб. и руководителя — до 5 тыс. руб., за повторное — 70 тыс. руб. и 20 тыс. руб. соответственно

Пункты 1 и 2 статьи 5.27 КоАП

Фонды

Непредставление документов

Для руководства 500 руб.

Статьи 15.6 и 15.33 КоАП

 

Что сделать. Проверьте, правильно ли вы храните документы. Правила организации архива установило Минкультуры в приказе от 31.03.2015 № 526 (далее — Приказ № 526). Так, чтобы защитить документы от света, их нужно хранить в папках и переплетах, в шкафах и стеллажах закрытого типа.

Само архивохранилище следует расположить подальше от лабораторных, производственных и бытовых помещений, но при этом из него должны быть выходы к лифтам и лестничным клеткам. В нем нужно обеспечить вентиляцию и температурный режим.

Для хранения бумаг необходимо придерживаться температуры 17—19 °С при относительной влажности воздуха 50—55%, а для документов на магнитных дисках и дисковых накопителях — 8—18 °С и влажности 45—65%. Также архивохранилище надо оборудовать средствами пожаротушения, охранной и пожарной сигнализацией. Если не можете соблюсти все требования к архиву в офисе компании, есть вариант сдать документы в государственный или муниципальный.

 

С 18 февраля действуют новые сроки хранения документов. Их Росархив утвердил приказом от 20.12.2019 № 236 (далее — Приказ № 236). Часть сроков в новом перечне уменьшили, часть — увеличили. Основные бухгалтерские документы, по которым изменились сроки хранения, смотрите в табл. 2.

Таблица 2. Новые сроки хранения бухгалтерских документов

Документ

Срок хранения

Первичка

5 лет при отсутствии разногласий с контрагентом

Счета-фактуры

5 лет

Документы о недостачах, присвоениях, растратах (справки, акты, переписка)

10 лет после возмещения ущерба

Документы о реструктуризации долга по страховым взносам

6 лет

Документы о реструктуризации долга по налогам

6 лет

Документы по амортизации, переоценке, списанию основных средств и НМА: протоколы, акты, справки, расчеты, ведомости, заключения

5 лет после выбытия основного средства или НМА

Акт приема-передачи недвижимости

5 лет после выбытия недвижимости

Документы по дебиторской и кредиторской задолженности

5 лет при условии, что долг погашен

Справки 2-НДФЛ

5 лет, если оформляете работникам лицевые счета или ведомости по зарплате; 50 или 75 лет, если не оформляете

Реестры сведений о доходах физлиц (справки 2-НДФЛ)

5 лет

Расчеты по страховым взносам

50 или 75 лет

Ведомости на выдачу дивидендов

50/75 лет

Журналы, базы учета ценных бумаг

До ликвидации организации

Справка об исполнении обязанности по уплате налогов, взносов, пеней и штрафов

5 лет

Документы об инвентаризации активов, обязательств

5 лет

Годовая отчетность по МСФО

До ликвидации организации

 

Когда будете устанавливать или проверять срок хранения того или иного документа, следуйте трем правилам. Во-первых, новые сроки из Приказа № 236 применяйте ко всем документам. Неважно, составила организация и ее партнер их после 18 февраля или до этого момента. Исключение — бумаги, которые компания на эту дату уже подготовила к уничтожению или внесла в описи дел постоянного хранения (письмо Росархива от 13.03.2020 № 7/693).

Во-вторых, если для документа установлены разные сроки хранения, ориентируйтесь на максимальный. К примеру, так вышло с первичкой. По Приказу № 236 ее необходимо хранить пять лет. Аналогичный срок предусмотрели для первичных документов и в законе о бухучете (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ). Однако Налоговый кодекс требует хранить бумаги только четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК). Соответственно для компании безопаснее сохранять их по максимуму — пять лет.

В-третьих, когда документы не упомянуты в новом перечне, следуйте разъяснениям Росархива. Такая ситуация произошла с приказами о работе в выходные и праздники. Эти бумаги ведомство не детализировало в новом Приказе № 236. Из-за чего было неясно, сколько их хранить — 50/75 лет, как и приказы, которые связаны с оплатой труда, или же пять лет, как, к примеру, и приказы об отпусках и командировках. Росархив пояснил, что сведения, которые содержатся в приказах по работе в выходные и праздники, не влияют на исчисление трудового стажа, поэтому хранить их нужно только пять лет (письмо от 21.09.2020 № Р/Т-1279).

Но учтите, что такой срок опасно применять к документам о работе сотрудников вредных производств. По ним храните приказы 75 или 50 лет — в зависимости от того, составили вы их до или после 1 января 2003 года.

Что сделать. Проведите ревизию архивных документов и проверьте их сроки хранения. Неважно, составляете вы их на бумаге или электронно. Учтите три нюанса, если формируете электронный архив:

1.      первичка, счета-фактуры, регистры бухгалтерского и налогового учета, налоговые декларации и расчеты должны быть заверены электронной подписью (письмо ФНС от 19.07.2017 № СД-4-3/14079);

2.      если инспекторы запросили документ, который вы составили электронно не по формату ФНС, его придется распечатать, заверить и указать, что он подписан электронной подписью (письма Минфина от 01.10.2018 № 03-02-07/1/70444 и ФНС от 11.12.2017 № ЕД-4-15/25048). Аналогичным образом поступайте и при запросах от ГИТ или прокуратуры (п. 6 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ);

3.      когда в договоре с партнером прописаны условия, при которых ему надо передать бумажный документ, его вам тоже придется распечатать.

 

Сроки для хранения бумажных документов могут сократить

Организациям разрешат перевести в электронный формат еще больше документов. О такой возможности 14 сентября проинформировало Минэкономразвития на economy.gov.ru.

Ведомство подготовило проект, в котором предлагает дать компаниям право перевести в электронный вид согласия на обработку персональных данных и их отзывы, документы бухгалтерского учета, аудиторские заключения и т. д. В этом случае бумажные экземпляры можно будет уничтожить уже через год после оцифровизации.

По словам замминистра экономического развития Владислава Федулова, «такая возможность сэкономит предпринимателям время, место и деньги». По данным чиновников, сейчас общая сумма затрат бизнеса на хранение бумажных документов оценивается в 3,5 триллиона рублей в год

Если на ревизии вы обнаружили, что срок хранения документов истек — уничтожьте их. Для этого создайте специальную комиссию и оформите акт об отборе документов с истекшим сроком хранения .

В день, когда будете ликвидировать бумаги, составьте акт об их уничтожении. От бумажных документов вы можете избавиться, к примеру, с помощью шредера. Что касается электронных, их недостаточно удалить просто с диска, на котором они хранились. Сделать это нужно при помощи специальных программ (п. 4.13 Приказа № 526).

Разработали электронную систему для кадровых документов

Уже с 1 октября у каждой компания появилась возможность составлять, хранить и обмениваться кадровыми документами на портале «Работа в России» (информация на mintrud.gov.ru от 01.10.2020). Тем более что его функционал доработали по окончании пилотного периода (см. врезку).

 

Антон Котяков,

министр труда и социальной защиты:

Новый функционал на портале «Работа в России»

«По результатам “пилота” мы доработали функционал портала “Работа в России”. Сейчас любой участник эксперимента по электронному кадровому документообороту сможет опробовать ведение кадрового документооборота на этой площадке. Ведение ЭКД на портале “Работа в России” бесплатно, работодатели тем самым могут избежать финансовых затрат на внедрение собственных информационных систем по электронному кадровому документообороту. С учетом тех выводов и предложений, которые будут поступать от участников эксперимента, мы будем готовить предложения по дальнейшему внедрению электронного кадрового документооборота. Это важное условие для обеспечения распространения дистанционной занятости»

Источник: mintrud.gov.ru

Но есть один нюанс. Составлять и хранить электронные документы в системе могут только организации, которые заявили о своем участии в эксперименте по переводу кадровых бумаг в электронный вид. Подробнее о нем мы рассказали в статье Что сделать. Если вы решили составлять и хранить кадровые документы в электронном виде и получили на это согласие работников, направьте заявление в Минтруд. Дедлайн — до 1 декабря. В нем укажите ИНН компании, основной вид деятельности, штатную численность работников, предварительное количество сотрудников, которые согласны перейти на электронный документооборот, наличие профсоюза и место проведения эксперимента.



После одобрения заявки вам предоставят доступ к системе. На портале вы можете воспользоваться как готовыми шаблонами электронных документов, так и подгрузить свои формы (постановление Правительства от 30.09.2020 № 1568). Оформленные электронные документы вы найдете в подсистеме «Электронный кадровый документооборот». Также на портале предусмотрели возможность выгрузки бумаг. Это сможет сделать и работодатель, и сам сотрудник, который дал согласие на участие в эксперименте, — каждый через свой личный кабинет, что заметно упростит обмен документами и работу организации.

 




Акт об отборе документов для уничтожения

 

                                                                                                                              Утверждаю

                                                                                                                              Генеральный директор

                                                                                                                              ООО «Компания»

                                                                                                                                  Иванов     (И.И. Иванов)

                                                                                                                              16.11.2020

 

Акт № 5

об отборе документов, не подлежащих дальнейшему хранению

 

г. Москва                                                                                                                          16 ноября 2020 года

 

      Комиссия, утвержденная приказом от 10.01.2020 № 1, в составе:

      председатель комиссии — замдиректора по общим вопросам Н.Н. Николаев;

      члены комиссии:

      — главный бухгалтер В.В. Петрова;

      — начальник отдела кадров С.С. Смирнова;

      — юрисконсульт К.К. Ковалев;

      — секретарь-референт П.П. Потапова

провела экспертизу документов ООО «Компания», которые составлены на бумаге, и выявила следующие документы, обязательный срок хранения которых истек в соответствии с приказом Росархива от 20.12.2019 № 236:

№ п/п

Наименование документов

Период составления

Когда истек срок хранения

Количество коробок, шт.

1

Документы о дисциплинарных взысканиях

С 01.01.2016 по 31.12.2016

31.12.2019

1

2

Документы о дисциплинарных взысканиях

С 01.01.2015 по 31.12.2015

31.12.2018

1

<…>

 

 

 

 

ИТОГО

 

14

 

      Заключение комиссии: документы, перечисленные в настоящем акте, не подлежат дальнейшему хранению и могут быть уничтожены. Предлагаемый способ уничтожения — измельчить с помощью шредера и сдать в пункт приема макулатуры.

 

Председатель комиссии:

замдиректора по общим вопросам                          Николаев                                               Н.Н. Николаев

 

Члены комиссии:

главный бухгалтер                                                          Петрова                                                  В.В. Петрова

начальник отдела кадров                                            Смирнова                                              С.С. Смирнова

юрисконсульт                                                                   Ковалев                                                  К.К. Ковалев

секретарь-референт             Потапова        П.П. Потапова



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу