Контролеры требуют внутренние документы организации

 





Чиновники похоже признали, что посадить на карантин всех, кто контактировал с заболевших коронавирусом человеком и уж тем более проследить, чтобы все они сидели дома,  нереально. Поэтому сместили акцент. Теперь контролеры массово проверяют, как санитарные требования соблюдают работодатели. Причем ловят на живца.  Прошло более 300 проверок за май и выяснили, за какие нарушения проверяющие чаще всего штрафуют и приостанавливают деятельность компаний..

В Москве продлили антикоронавирусные ограничения до 15 января
Собянин подписал Указ от 26.11.2020 № 114-УМ о продлении мер противодействия распространению коронавируса до 15 января. Ранее планировалось, что они закончатся 29 ноября. Теперь до 15 января:
— Москвичам старше 65 лет и гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, по-прежнему следует оставаться дома.

— Предприятия и организации должны обеспечить дистанционный режим работы, как минимум, для 30% своего персонала.

— Будут  закрыты городские досуговые учреждения для детей.



Есть четыре меры, которые могут принять проверяющие по итогам проверки, если найдут нарушения. Когда их будет много — применят сразу все, если нет — только выдадут предписание или оштрафуют.

Выдадут предписание. Роспотребнадзор может ограничиться предписанием, если нарушение не критичное. В нем будет указан срок на работу над ошибками. Когда он закончится, проверяющие еще раз навестят, чтобы убедиться в устранении нарушений (ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ).

Приостановят деятельность. Контролеры составят протокол о временном запрете деятельности компании и опечатают рабочие помещения (ч. 6 ст. 27.16 КоАП). Запрет будет действовать до рассмотрения дела судом (ч. 1 ст. 27.16 КоАП). При этом суд может заморозить бизнес на срок до 90 суток или назначить штраф.

Оштрафуют компанию и директора. Проверяющие из Роспотребнадзора, как правило, составляют сразу два протокола об административном правонарушении по части 1 или 2 статьи 6.3 КоАП — в отношении организации и директора. Но окончательный размер санкций назначает суд. Руководителя могут оштрафовать на 50—150 тыс. руб., а компанию на 200—500 тыс. руб.

Какие требования обязательны

Роспотребнадзор проверит, как организация выполняет требования по профилактике коронавируса. Чиновники выпустили более десятка рекомендаций, как общих, так и отраслевых. В них, как правило, приводятся расплывчатые формулировки: «рекомендуется осуществлять следующие меры», «целесообразно организовать и осуществлять», «по возможности» и т. д. (см., например, п. 1 и 2 рекомендаций из письма Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). Складывается ощущение, что их можно и не выполнять, если, к примеру, нет возможности. Но это в некоторой степени заблуждение.

На основе указанных рекомендаций региональные подразделения Роспотребнадзора издают предписания. А они автоматически становятся обязательными (абз. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ). Кроме того, в конце мая вступил в силу новый СанПин 3.1.3597-20, положения которого должны выполнять все компании без исключения.

Роспотребнадзор утвердил новые санитарные правила для работодателей

Компании обязаны соблюдать новый СанПин 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Постановление Главного санитарного врача от 22.05.2020 № 15 опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации. Правила будут действовать до конца 2020 года.

Для компаний закрепили обязанность дезинфицировать все рабочие места, использовать оборудование по обеззараживанию воздуха, иметь запас дезинфицирующих средств. Также нужно организовать «фильтр» при входе на работу, чтобы не допускать в офис сотрудников с температурой, кашлем и другими признаками заболевания.

Аналогичные профилактические меры Роспотребнадзор озвучивал и раньше в своих письмах. Но они носили рекомендательный характер. А требования СанПина обязаны соблюдать все компании и предприниматели (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ)

Материалы проверок и собрали топ 5 нарушений, на которых попадается каждая вторая организация вне зависимости от того, каким видом деятельности она занимается.

1. Не организовали «входной фильтр»

Компаниям запрещено допускать на работу сотрудников с повышенной температурой или признаками ОРВИ. Для этого должен быть организован так называемый входной фильтр. По большому счету в этом заинтересованы и сами работодатели. Ведь заболевший сотрудник может перезаразить коллег и работать будет некому. Примеры нарушений:

·         «Инструкция, включающая порядок проведения входного контроля, отсутствует: термометрия сотрудников перед началом работы не проводится» (паспорт проверки 772004408469);

·         «На предприятии не в полном объеме обеспечиваются меры по своевременному (перед входом на предприятие) выявлению и изоляции больных с признаками ОРВИ и других инфекционных заболеваний (температура, кашель, насморк). При проведении проверки выявлено, что часть сотрудников прошли через КПП без измерения температуры тела» (паспорт проверки 772004408009);

·         «Не организован входной контроль: инструкция, включающая порядок проведения входного контроля, отсутствует, термометрия сотрудников перед началом работы не проводится, бесконтактный термометр отсутствует, журнал термометрии отсутствует, бесконтактная термометрия посетителей не проводится, информация о фактах выявления лиц с признаками ухудшения состояния здоровья отсутствует» (паспорт проверки 772004409220).

Какие документы подготовить. Контролеры просят показать инструкцию о порядке входного контроля. Но считаем, что этого недостаточно. Безопаснее иметь журнал для фиксации причины, по которой не допустили сотрудника до работы. Потребуется и инструкция заболевшему — в ней должно быть указано, что приступить к своим обязанностям он сможет, только если документально подтвердит отсутствие заболевания.

2. Отсутствуют термометры

Проверяющие сразу сделают вывод о нарушении, если в организации в принципе нет термометра. Он не обязательно должен быть бесконтактным. Но тогда его нужно дезинфицировать. Примеры нарушений:

·         «Для измерения температуры тела сотрудников используется 2 ртутных термометра, дезинфекция термометров не проводится» (паспорт проверки 912004411563);

·         «В торговом павильоне работает 1 человек, для измерения температуры тела сотрудника используется контактный термометр, дезинфекция которого не проводится» (паспорт проверки 912004411417);

·         «Для измерения температуры тела сотрудников используется 1 контактный термометр (в магазине работают 2 продавца), дезинфекция термометра не проводится» (паспорт проверки 912004409454).

Какие документы подготовить. Прежде всего, вы должны быть готовы показать проверяющим сами термометры. Если используете контактные, их необходимо дезинфицировать. Значит, должен быть порядок, устанавливающий, кто и как это делает. Ответственным может быть тот же человек, который проводит термометрию.

Как оформить измерение температуры на работе

Вот план действий, чтобы выполнить требования по профилактике коронавируса и не получить штраф:

1. Издайте внутренний документ, где будет сказано, зачем и у кого вы собираетесь измерять температуру.

2. Предупредите работников и посетителей объявлением. Отдельное согласие от них можно не получать. Это не будет нарушением закона о персданных.

3. Сотрудников с повышенной температурой отстраните от работы и отправьте к врачу. Без справки не допускайте их в офис.

4. Удалите данные тепловизора в течение суток. Считается, что цель сбора достигнута, больше эти сведения не нужны

3. Не проводится уборка с дезинфекцией

Роспотребнадзор может зафиксировать нарушение, даже если во время проверки будет проводиться уборка помещений с дезинфекцией. Контролеры скорее всего усомнятся, что эти мероприятия вы проводите регулярно. Примеры нарушений:

·         «При проведении проверки проводилась дезинфекционная обработка поверхностей платежно-кассового оборудования, ручек входных дверей, ручек холодильного оборудования, при этом записи в журнал не производятся, определить кратность мероприятий по обеззараживанию контактных поверхностей в течение рабочей смены не представляется возможным» (паспорт проверки 772004410484);

·         «Не проводится ежедневная уборка помещений организации торговли с применением дезинфицирующих средств (пол торгового зала, рабочие места 2 раза в день утром и вечером; уборка и дезинфекция туалетов (пол, санитарно-техническое оборудование, вентили кранов, спуск бачков унитазов) — 3 раза в день), журналы, подтверждающие соблюдение проведения кратности уборок и дезинфекции не ведутся» (паспорт проверки 772004408506);

·         «Отсутствует график и подтверждающая информация о проведении уборок в помещении (2 раза в день утром и вечером), обработка дверных ручек, кассового аппарата, терминала для оплаты банковской карты каждый час не проводится)» (паспорт проверки 772004411080).

Какие документы подготовить. Заведите специальный журнал и составьте график. Фиксируйте все уборки, чтобы проверяющие могли убедиться, что вы их проводите с нужной периодичностью.

4. Нет приборов для обеззараживания воздуха

Компании обязаны использовать специальные приборы для обеззараживания воздуха в местах, где постоянно находятся работники и посетители. Роспотребнадзор проверяет не только наличие оборудования, но и радиус его действия. Примеры нарушений:

·         «В торговом зале ОАО “Рыночный комплекс Царицынский” установлено недостаточное количество бактерицидных ультрафиолетовых облучателей закрытого типа “рециркуляторы” (установлено 2 шт. — площадь обеззараживания составляет 140 куб. м)» (паспорт проверки 772004408570);

·         «В магазине (месте массового скопления людей) отсутствует бактерицидный облучатель для обеззараживания воздуха, таким образом, не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний), передающихся воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, среди персонала и посетителей» (паспорт проверки 772004410422);

·         «В производственных помещениях — цех № 2 (строение 3) зуборезного и резьбообразующего инструмента (в цехе работают 11 человек), а также на проходной отсутствуют ультрафиолетовые бактерицидные облучатели для обеззараживания воздуха от болезнетворных микроорганизмов, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСоУ, среди персонала (2 УФО-лампы установлены лишь в медицинском кабинете)» (паспорт проверки 772004407984).

Какие документы подготовить. Будьте готовы представить документы на обеззараживатели с их характеристиками. Заранее подготовьте расчеты, которые подтвердят, что приборы покрывают всю площадь помещений. В сертификате должно быть указано, что оборудование можно использовать в присутствии людей.

5. Недостаточный запас масок

Компании обязаны обеспечить как минимум пятидневный запас одноразовых масок для работников. Его нужно рассчитать с учетом смены масок не реже, чем каждые три часа. В ходе проверки чиновники потребуют показать сам запас и документы, которые подтверждают закупку. Примеры нарушений:

·         «Сотрудники не обеспечены достаточным количеством масок (респираторов), а также одноразовых перчаток. На момент проверки в запасе имеется: 7 шт. масок, 1 пара перчаток» (паспорт проверки 772004408787);

·         «Отсутствует запас одноразовых масок, перчаток и кожных антисептиков для обеспечения 96 сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания (исходя из продолжительности рабочей смены с учетом необходимости смены масок не реже 1 раза в три часа)» (паспорт проверки 772004407967);

·         «Сотрудники работают в одноразовых масках и перчатках (запаса одноразовых масок недостаточно на пять рабочих дней)» (паспорт проверки 772004411080);

·         «В магазине отсутствует пятидневный запас масок и перчаток. Хранение использованных масок не упорядочено: использованная маска хранилась рядом с новыми масками без пакета» (паспорт проверки 912004409454).

Какие документы подготовить. Рассчитайте пятидневный запас масок. Специальных правил нет, но нужно исходить из того, что каждый сотрудник в течение рабочего дня меняет маску минимум три раза. Проверяющим покажите ваши расчеты, а также документы на закупку. Отслеживайте остаток масок, чтобы вовремя пополнить запас.

Как оспорить решение Роспотребнадзора

Предписание можете обжаловать как непосредственно в управлении Роспотребнадзора, которое его вынесло, так и сразу в суде. В любом случае на акте поставьте отметку о своем несогласии. Чтобы решить вопрос в досудебном порядке, жалобу подайте в течение 15 дней с даты получения акта проверки (п. 82 Регламента, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764). На обращение в суд у вас есть три месяца, когда вы узнали о нарушении своих прав (ч. 4 ст. 198 АПК). Предварительно заплатите госпошлину — 3 тыс. руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК).

Если Роспотребнадзор составил протокол о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП, дело рассмотрит районный суд. Его постановление о назначении штрафа или приостановлении деятельности обжалуйте в вышестоящей судебной инстанции — жалобу подавайте через суд, который вынес постановление. Срок — 10 суток со дня, когда вы получили его копию (ч. 1 ст. 30.3 КоАП). Госпошлину платить не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП). 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу