Деловая репутация

 


Автор: Ольга Букинапрактикующий аудитор, налоговый консультант, аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов, к. э. н.

Деловая репутация (или по-английски goodwill) – это условная стоимость (положительная или отрицательная) эффективности существующей компании, ее имиджа, деловых связей, устойчивой клиентуры. Деловая репутация как объект, подлежащий оценке, возникает, только если компанию приобретают по договору купли-продажи.

Что такое деловая репутация

Купив компанию, ее новый владелец приобретает не только имущественный комплекс, но и совокупность других ресурсов: торговую марку, круг постоянных клиентов, сформированный рынок сбыта. Оценить эти ресурсы по отдельности и признать их в качестве материальных активов, как правило, невозможно. Поэтому приобретения такого рода признаются в совокупности и называются деловой репутацией компании (схема 1).

Схема 1. Что входит в деловую репутацию

Деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Положительную деловую репутацию рассматривают как надбавку к цене, которую платит новый владелец компании за получение в будущем дохода от приобретенного бизнеса. Это означает, что средства, затраченные на приобретение деловой репутации, впоследствии принесут экономическую выгоду, прибыль, то есть окупятся. Отрицательную деловую репутацию рассматривают как скидку с цены, которую получает новый владелец из-за нестабильного положения приобретаемой компании на рынке, недоверия к ней со стороны контрагентов (схема 2).

Схема 2. Виды деловой репутации

Стоимость деловой репутации рассчитывают по формуле:

Положительная (отрицательная) деловая репутация = Сумма, уплачиваемая продавцу за компанию в соответствии с договором купли-продажи (без НДС) - Сумма всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу покупаемой компании на дату ее приобретения

Положительная деловая репутация

Для расчета стоимости положительной деловой репутации используют данные по счету 76, к которому открывают отдельный субсчет, например, «Расчеты по приобретению компании».

По дебету этого субсчета показывают сумму, которая была уплачена продавцу при покупке бизнеса, а также сумму кредиторской задолженности, которая перешла к покупателю в результате данной сделки.

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании»
КРЕДИТ 51 – отражена сумма, уплаченная продавцу за приобретенную компанию в соответствии с договором купли-продажи;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании»
КРЕДИТ 60 (70, 68, 69, 66, 76...) – приняты к учету обязательства (кредиторская задолженность) приобретенной компании.

По кредиту субсчета «Расчеты по приобретению компании» показывают сумму «входного» НДС, предъявленного продавцом, а также стоимость всех активов этой компании.

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании»
– отражена сумма «входного» НДС, предъявленного продавцом компании;

ДЕБЕТ 08 (10, 20, 40, 41, 43, 62...) КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании» – приняты к учету внеоборотные и оборотные активы приобретенной компании.

Разница между кредитом и дебетом субсчета «Расчеты по приобретению компании» покажет стоимость деловой репутации.

Положительную деловую репутацию учитывают как нематериальный актив.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по приобретению компании»
– отражено возникновение положительной деловой репутации;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08 – положительная деловая репутация учтена в составе нематериальных активов.

В бухучете стоимость положительной деловой репутации, учтенной как нематериальный актив, списывают на расходы через амортизацию. Амортизацию начисляют линейным способом в течение 20 лет или срока деятельности компании (если он меньше 20 лет).

В налоговом учете как нематериальный актив деловая репутация не отражается. Здесь эта сумма считается надбавкой к цене, которую платит покупатель в ожидании будущих экономических выгод. Такую надбавку покупатель признает как внереализационный расход равномерно в течение пяти лет (схема 3).

Схема 3. Учет деловой репутации

Для расчета стоимости отрицательной деловой репутации также используют данные по субсчету «Расчеты по приобретению компании», открытому к счету 76.

Разница между дебетом и кредитом субсчета «Расчеты по приобретению компании» покажет стоимость деловой репутации.

 

Самое важное

Деловая репутация – это условная стоимость (положительная или отрицательная) эффективности существующей компании

Для расчета стоимости положительной деловой репутации используют данные по счету 76

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу