Валютное регулирование в условиях санкций

 


И.В. Хаменушко, старший партнер «Пепеляев Групп», и. о. заведующего кафедрой финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент, канд. юрид. наук

В ответ на иностранные санкции Россия приняла свои ограничения в сфере валютного регулирования. Эти меры вводились в ускоренном порядке и поэтому по ряду вопросов изначально были недостаточно ясными. Наш эксперт комментирует основные из них и прогнозирует дальнейшие изменения в законодательстве

Иностранные санкции блокировали международные резервы Банка России и прямо запретили направлять в РФ наличные доллары и евро. В ответ в России возвращаются давно отмененные валютные ограничения. Также ответные российские меры ограничивают операции с лицами из недружественных стран. Строгие правила вводятся указами Президента РФ1 и предписаниями Банка России, но можно ожидать их скорого закрепления поправками в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании).

Если в обычной ситуации валютное регулирование защищает национальную валюту от конкуренции иностранных валют, то сейчас цель – защита от нерыночных мер воздействия других государств. Это неизбежно требует жесткого варианта валютного регулирования, ключевыми элементами которого выступают ограничения на вывод капиталов, обязательная продажа валютной выручки и сопутствующее ей восстановление – пусть косвенное и частичное – репатриации иностранной валюты.

Запрет зачислять иностранную валюту на зарубежные счета

С 1 марта 2022 г. резидентам запрещено зачислять иностранную валюту на свои счета в зарубежных банках и иных организациях финансового рынка. Кроме того, больше нельзя переводить денежные средства, не открыв банковский счет, с использованием электронных средств платежа иностранных операторов.

Это правило соединяет два валютных ограничения в одном: запрещена ранее доступная по отдельным основаниям опция зачисления средств на зарубежные счета и ограничен вывод иностранной валюты со своих российских счетов. Зачислять средства резиденты в условиях запрета могут только на российские счета. Но ниже мы покажем, что для внешнеторговой выручки это приводит, по всей видимости, лишь к частичному восстановлению репатриации.

Исходный текст запрета оставлял простор для толкований, но самые основные вопросы уже сняты.

Прежде всего, не было ясно, что же запрещено: только переводы со своих российских на зарубежные счета или любые операции, в силу которых денежные средства попадают на зарубежный счет резидента. Сначала появилось предписание Банка России, ограничившее переводы родственникам2, что давало повод склониться к первому подходу. Однако затем появилось нормативное разрешение Правительственной комиссии зачислять средства по ряду оснований3: одно для организаций (финансирование зарубежных подразделений в пределах затрат предыдущего года) и несколько для физлиц (получение от нерезидентов зарплаты, дивидендов по ценным бумагам, процентов и арендной платы, перевод с ранее открытых счетов на другие счета, раскрытые налоговым органам). Это значит, что запрет следует понимать предельно широко, а указ по сути отменил указанные в Законе о валютном регулировании перечни допустимых оснований зачисления средств на иностранные счета пока только в иностранной валюте. Можно ли будет направлять за рубеж рубли, покажет развитие событий.

Были сомнения, распространяются ли ограничения на граждан страны, которые проживают за границей более 183 дней в году, ведь для них закон сохраняет статус валютных резидентов, но предусматривает исключения из общих ограничений использования иностранных счетов. Вместе с тем по смыслу указа и того же нормативного разрешения Правительственной комиссии ограничения применяются и к таким гражданам.

Важно отметить, что валютными резидентами признаются также иностранцы, постоянно проживающие в России в силу вида на жительство.

Указ запрещает зачисление «иностранной валюты» и при его буквальном толковании не распространяется на зачисление, например, финансовых активов, выраженных в иностранной валюте. Для ранее действовавших ограничений использования иностранных счетов сложилось понимание, что они применяются только к денежным средствам, но не к иным финансовым активам4. Поэтому можно сделать осторожный вывод, что для иных финансовых активов запрет операций с ними по иностранным счетам в указе не подразумевается.

ФНС подтвердила, что будет проверять соблюдение указов и даже остановит на некоторое время проверки по иным вопросам валютного законодательства/5. Стоит ожидать и штрафов за нарушения резидентов, исходя из допущения, что указы имеют силу закона. Штраф за запрещенные валютные операции, в отличие от ряда других валютных штрафов, не был уменьшен и составляет 75–100% суммы операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Обязательная продажа внешнеторговой валютной выручки

Более полутора десятков лет назад была отменена обязанность резидентов, занимающихся внешней торговлей, продавать валютную выручку. Сейчас снова нужно продавать не менее 80% валютной выручки, срок – три рабочих дня от ее получения. Отсрочку может предоставлять Банк России, а величину продаваемой выручки – снижать Правительственная комиссия. Нужно продавать и валютную выручку по договорам, сумма которых ниже порога постановки на учет в банке.

Такая обязанность распространяется не только на организации, но и на индивидуальных предпринимателей, и на лиц, занимающихся частной практикой.

От прежних времен обязательной продажи валютной выручки осталась Инструкция Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которой и нужно руководствоваться. Однако Банк России смягчил процедуру: для продажи банку достаточно одной подписи уполномоченного лица, не нужно двух подписей и печати, как раньше; отменена одна форма справки/6.

Есть вычет из базы обязательной продажи для обязательств по кредитным договорам перед российскими банками, но с разрешения Банка России. Ранее такие льготы и вычеты также были установлены7 (например, вычитались связанные со сделкой расходы на оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов). Возможно, в перспективе будут внесены некоторые уточнения.

Для выручки от несырьевого экспорта, выполнения работ, оказания услуг и передачи интеллектуальной собственности ранее была отменена обязанность получать внешнеторговую выручку на российские счета (репатриация)8. Вместо репатриации введена обязанность обеспечить погашение обязательств нерезидента любым способом, предусмотренным законом (например зачетом)9.

Один способ погашения обязательств – зачисление средств на зарубежный счет – теперь запрещен указом и доступен только по решению Правительственной комиссии.

Но буквально указы не вводят заново репатриацию, это не полное восстановление ее в прежнем виде, а продаже подлежит валютная выручка, зачисленная на российский счет. Значит, зачет предположительно остается допустимым.

Между тем перед такой операцией разумно запросить официальное разъяснение, ведь органы валютного контроля могут истолковать требования иначе. Разграничение между допустимыми вариантами поведения и обходом требования обязательной продажи валютной выручки еще только предстоит провести. Кроме того, в судебной практике существует позиция, будто репатриация рублей отменена только для несырьевого экспорта, а для работ (услуг) сохранилась10.

Порядок совершения отдельных операций с участием нерезидентов

С 1 марта 2022 г. допускаются только по разрешению Правительственной комиссии:

  • выдача резидентами нерезидентам займов в иностранной валюте;
  • выдача займов и кредитов в рублях лицам недружественных государств; однако операции с подконтрольными таким лицам российскими организациями допускаются;
  • операции, влекущие возникновение права собственности на ценные бумаги или недвижимое имущество, с лицами недружественных государств и с приобретшими у этих лиц предмет сделки после 22 февраля 2022 г. иными лицами. В круг лиц недружественных государств включаются физические лица по признаку гражданства, организации – по стране инкорпорации или основного места деятельности, а равно по признаку контроля со стороны указанных категорий лиц. Это ограничение не применяется, когда ценные бумаги учтены, а недвижимость находится за границей, при этом оплачиваются они с иностранного счета, раскрытого российским налоговым органам (если там есть правомерно зачисленный остаток)11. Исключение, вероятно, учитывает, что в такой ситуации не будет оттока средств из страны.

До конца 2022 г. только с разрешения Банка России можно приобретать участие в иностранных организациях и перечислять нерезидентам вклады в товарищества. По разъяснениям Банка России, запрет не касается покупки акций на бирже. Но в соответствии с другим указом на эти операции с лицами недружественных стран нужно получать разрешение Банка России и Минфина России.

Долговые обязательства перед кредиторами из недружественных стран свыше 10 млн руб. в месяц исполняются в рублях через специальные счета типа «С», порядок использования которых кредиторами устанавливают Минфин и Банк России. То же правило действует и при уступке требований кредиторами из недружественных стран иным лицам после 1 марта 2022 г.

Приостановлены операции нерезидентов у российских профессиональных участников рынка ценных бумаг12.

Переводы из страны для физических лиц – нерезидентов ограничены 5000 долл. США в месяц, а для нерезидентов из недружественных стран ограничения еще жестче.

Банк России определяет предельные величины предоплаты нерезидентам по видам договоров. Это ограничение не применяется к российским физическим лицам. Ограничивается также покупка нерезидентами иностранной валюты в России. Переводы с российских счетов юридических лиц – нерезидентов тоже ограничены в зависимости от их принадлежности к недружественным или иным иностранным государствам. Однако Правительственная комиссия может выдавать разрешения на такие операции сверх предела, установленного Банком России.

Ограничение снятия, покупки и вывоза наличной иностранной валюты

Существенно ограничен оборот наличной иностранной валюты: физическим лицам нельзя снять со счета в российском банке или вывезти из страны более 10 тыс. долл. США, а также купить ее за рубли. Организации-резиденты могут получить наличную иностранную валюту четырех видов – доллары США, евро, фунты стерлингов и иены только на командировочные расходы и не свыше 5000 долл. США в каждом банке за полгода действия ограничений. По другим валютам ограничений нет.

Такие меры обусловлены ограничениями других государств на передачу соответствующих валют наличными в Россию.

Затем появилось более жесткое ограничение для организаций-резидентов. Банки, попавшие под иностранные санкции, до 1 сентября 2022 г. при исполнении обязательств перед резидентами – юридическими лицами по счетам и вкладам в иностранной валюте могут конвертировать ее в рубли по курсу Банка России.

Прогноз дальнейших изменений регулирования

Рассмотренные ограничения вводились в ускоренном порядке. Достаточно очевидна их динамика: точечное расширение, конкретизация и учет ситуаций, где по объективным причинам требуется смягчение введением общей льготы или разрешительного порядка.

Можно ожидать установления более четкой разницы универсальных валютных ограничений, не зависящих от страны, и мер, направленных исключительно на недружественные государства и их резидентов.

Вероятно, некоторые введенные ограничения будут уточняться и переноситься в Закон о валютном регулировании. Могут измениться составы валютных нарушений в КоАП РФ и размеры штрафов. Однако основной инструмент поддержания ограничений не столько штрафы, сколько отказы банков в проведении операций, нарушающих ограничения.

1 Указы Президента РФ от 28.02.2022 № 79, от 01.03.2022 № 81, от 05.03.2022 № 95, от 18.03.2022 № 126.

2 Информационное письмо Банка России от 05.03.2022 № ИН-019-12/27.

3 Выписка из Протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 10.03.2022 № 7.

4 Письмо ФНС России от 07.02.2017 № ОА-3-17/737.

5 ФНС России приостановила проверки соблюдения валютного законодательства // Сайт ФНС России. 10.03.2022. URL: https://www.nalog.gov.ru.

6 Информационное письмо Банка России от 28.02.2022 № ИН-019-12/18.

7 Статья 21 Закона о валютном регулировании (сейчас не действует).

8 Пункт 2 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ; ч. 8 ст. 19 Закона о валютном регулировании; письма ФНС России от 10.08.2020 № ВД-4-17/12881, от 01.09.2021 № БВ-4-7/12350@.

9 Часть 4 ст. 24 Закона о валютном регулировании.

10 См., например: Решение АС г. Москвы от 10.08.2021 по делу № А40-110908/21.

11 Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР.

12 Предписание Банка России от 28.02.2022 № 018-34-3/1202

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу