Учетную политику пересмотреть?





Пересмотрим свою учетную политику из-за операций в кризисном II квартале. Речь идет не только о поправках в законах, часть из которых действует задним числом, но и об изменениях внутри самой компании. Если не учтем новшества, рискуем потерять расходы и вычеты. 

Изменили способ расчета и уплаты авансов по прибыли

Компании посреди года получили право перейти на более выгодный способ расчета авансов по прибыли (Федеральный закон от 22.04.2020 № 121‑ФЗ). Уже с апреля можно было платить ежемесячные авансы исходя из фактически полученной прибыли, а не по данным предыдущего квартала. Другой вариант — перейти на уплату авансов ежеквартально. Это допускалось и раньше, но теперь размер лимита средней выручки за четыре предшествующих квартала, при превышении которого организация обязана перейти на ежемесячные платежи, увеличили с 15 млн до 25 млн руб. (п. 3 ст. 286 НК в ред. Закона № 121‑ФЗ). То есть такой вариант стал более доступным для многих компаний.
Необходимо уведомить налоговую инспекцию.
Бланк для уведомления инспекции возьмите из письма ФНС от 22.04.2020 № СД-4-3/6802@. Направить его в налоговую нужно не позднее 20-го числа месяца, с которого вы впервые начнете считать авансы исходя из фактической прибыли. Например, если перешли на новый способ с отчетности за январь — май, уведомление нужно было подать не позже 20 мая, за январь — июнь — до 22 июня включительно (с учетом переноса с выходного дня), за январь — июль — до 20 июля и т. д.
Кодекс не требует сообщать инспекторам о переходе на квартальную уплату авансов исходя из фактической прибыли. Но рекомендуем сделать это, чтобы у налоговиков не возникло к вам претензий. Уведомление составьте в произвольной форме. Главное, приведите в нем расчеты, которые подтвердят, что вы уложились в новые лимиты. 

Добавили новые формы первички или регистров

В период карантина многие компании были лишены возможности обмениваться документами, как раньше. Поэтому срочно меняли договоренности, чтобы сократить документооборот. Например, начали применять универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе как первичку, так и счет-фактуру. Или начали обмениваться первичкой по электронке. Такие решения должны быть отражены в учетной политике. Дожидаться начала следующего года нельзя.
Изменения в «учетку» вносите приказом руководителя. В нем отразите в том числе причину, по которой вносите дополнение, и дату, с которой они действуют (см. образец).

Образец. Приказ о дополнении учетной политики 




Приказ о дополнении учетной политики (фрагмент)

Общество с ограниченной ответственностью «Компания»

ИНН 7710222222, КПП 771001001                      127015, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 10, офис 70
ОГРН 1234567890123                                                                                                 Тел.: (495) 925-00-00
                                                                                                                              Эл. почта: info@company.ru

Приказ
о внесении изменений в учетную политику в целях налогового учета

г. Москва                                                                                                                            1 апреля 2020 года

      В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ и региональное законодательство о налогах и сборах, с учетом положений статьи 313 Налогового кодекса РФ

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      Внести в учетную политику для целей налогообложения ООО «Компания» следующие изменения:
1. Дополнить раздел «Налог на добавленную стоимость» учетной политики для целей налогообложения пунктом 11 следующего содержания:
«11. При отгрузке товаров или выполнении работ (услуг) вместо счета-фактуры выставляется универсальный передаточный документ (УПД). По требованию покупателя (заказчика) допускается составление счета-фактуры и товарной накладной по форме ТОРГ-12 без оформления УПД».
2. Приложение № 1 к учетной политике для целей налогообложения дополнить пунктами 7.1—7.10 следующего содержания:
«<…> 7.1. Для подтверждения фактов хозяйственной жизни используются унифицированные формы документов, перечень которых приведен в приложении 2 к настоящему приказу об утверждении учетной политики.
7.2. Все первичные документы составляются в электронном виде.
7.3. Все первичные учетные документы подписываются усиленной квалифицированной подписью.
7.4. Обмен электронными документами с контрагентами производится через оператора электронного документооборота.
7.5. Первичные учетные документы хранятся совместно с применявшимся для формирования электронной цифровой подписи данных документов сертификатом ключа подписи в течение пяти лет <…>».
3. Изменения, указанные в пунктах 1—3 настоящего приказа, вводятся в действие с 1 апреля 2020 года.

<…>



Появились новые виды операций

Дополните учетную политику текущего года, если у организации появились новые операции в учете или виды деятельности, которых раньше не было (абз. 7 ст. 313 НК). Допустим, компания начала продавать, помимо прочего оборудования, еще и медтехнику. Ее реализация не облагается НДС по статье 149 НК. Ведь она включена в перечень из постановления Правительства от 30.09.2015 № 1042.
Если ранее проводили только облагаемые НДС операции, в учетной политике необходимо закрепить правила раздельного учета. Не распределять входной налог можно только в случае, если за квартал доля расходов на покупку, производство или продажу объектов, освобожденных от НДС, не превышает 5 процентов. Тогда всю сумму входного налога, предъявленную поставщиками в этом квартале, принимают к вычету.
Ведение раздельного учета НДС

Но учтите, что правило «пяти процентов» распространяется только на те покупки, которые предназначены одновременно для облагаемых НДС и освобожденных от налога операций. 

Попали под налоговую амнистию или получили льготы по взносам

С 1 апреля 2020 года действуют пониженные страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование для всех малых и средних предприятий (Федеральный закон от 01.04.2020 № 102‑ФЗ). Причем «малышам» из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей полностью спишут налоги за II квартал и обнулят взносы за апрель — июнь (Федеральный закон от 08.06.2020 № 172‑ФЗ).
Компания вправе, но не обязана вносить изменения в учетную политику из-за таких изменений. Например, пересчитывать резерв на оплату отпусков. Это нам подтвердили в Минфине (см. комментарий). Но скорректировать размер отчислений выгодно, если организация попала под амнистию.



Олег Хороший,
государственный советник РФ 2-го класса:
Обязана ли организация пересчитать резерв на оплату отпусков из-за снижения тарифа взносов
«Нет, на начало года размер резерва определили правильно. Налоговый кодекс не обязывает пересчитывать отчисления посреди года из-за изменений в законодательстве.
На конец года вы проведете инвентаризацию резерва и определитесь, что делать с неизрасходованной суммой. В любом случае, даже если вы будете продолжать создавать резерв в 2021 году, у вас будет переначисление резерва на конец года из-за снижения тарифов взносов»
В чем выгода. Размер отчислений в резерв вы рассчитали исходя из тарифов страховых взносов на начало года. Из-за снижения ставок с 1 апреля фактически расходы по налогу на прибыль будут завышены. Это не нарушение. Но тогда вы потеряете на налоге на прибыль. Ведь авансовые платежи за апрель — июнь спишут с учетом «лишних» расходов. И их вам придется включить в состав доходов по итогам инвентаризации резерва на конец года.

Что нужно сделать. В учетной политике у вас закреплен способ резервирования, предельная сумма отчислений в резерв, которую рассчитали с учетом тарифов взносов на начало года, и ежемесячный процент отчислений.
Из-за снижения взносов уменьшатся предполагаемые суммы расходов на оплату труда и отпускных. Разберемся, как бухгалтеру пересчитать размер отчислений в резерв, если за апрель — июнь компании обнулили взносы, а в дальнейшем она будет применять пониженные тарифы. Исходим из того, что фактически сотрудники отрабатывают 11 месяцев в году, плюс один месяц отпуска.
Предполагаемую годовую сумму расходов на оплату труда нужно разделить на четыре части:
·         за январь — март;
·         за апрель — июнь;
·         остальные пять месяцев в пределах МРОТ и свыше минималки отдельно.
Взносы с предполагаемых расходов на оплату труда считайте так. С выплат за январь — март по ставке 30 процентов, за апрель — июнь — по нулевой, а за оставшиеся месяцы к выплатам в пределах МРОТ применяйте стандартную ставку, свыше — пониженную.
Если никто из работников еще не ходил в отпуск, предполагаемую сумму отпускных рассчитывайте с учетом пониженной ставки. Далее рассчитайте ежемесячный процент отчислений в резерв на оплату отпусков:
С апреля применяйте новый процент отчислений. При этом отчисления в резерв за январь — март пересчитывать не надо.
Пример
Бухгалтер пересчитал процент отчислений в резерв исходя из новых тарифов взносов. Он составил 8 процентов. Предположим, что в апреле никто из работников не брал отпуск.
Фактическая сумма расходов на оплату труда в апреле — 180 000 руб., в том числе в пределах МРОТ — 60 650 руб. (12 130 руб. × 5 чел.), сверх МРОТ — 119 350 руб. (180 000 – 60 650).
Фактическая сумма расходов на оплату труда в апреле с учетом страховых взносов — 216 458 руб. (180 000 руб. + 60 650 руб. × 30% + 119 350 руб. × 15% + 180 000 руб. × 0,2%).
Ежемесячная сумма отчислений в резерв предстоящих выплат сотрудникам в апреле равна 17 317 руб. (216 458 руб. × 8%). Бухгалтер включил ее в расходы при расчете авансового платежа по налогу на прибыль за полугодие.

Учтите, что, даже если вам спишут налоги, обязанность сдавать декларации и расчеты никто не отменял.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу