Пересмотрим свою учетную политику из-за операций в кризисном II квартале. Речь
идет не только о поправках в законах, часть из которых
действует задним числом, но и об изменениях внутри самой
компании. Если не учтем новшества, рискуем потерять расходы
и вычеты.
Изменили способ расчета и уплаты
авансов по прибыли
Компании
посреди года получили право перейти на более выгодный способ расчета
авансов по прибыли (Федеральный закон
от 22.04.2020 № 121‑ФЗ). Уже с апреля можно было
платить ежемесячные авансы исходя из фактически полученной прибыли,
а не по данным предыдущего квартала. Другой вариант —
перейти на уплату авансов ежеквартально. Это допускалось и раньше,
но теперь размер лимита средней выручки за четыре
предшествующих квартала, при превышении которого организация обязана
перейти на ежемесячные платежи, увеличили с 15 млн
до 25 млн руб. (п. 3
ст. 286 НК в ред. Закона № 121‑ФЗ). То есть
такой вариант стал более доступным для многих компаний.
Необходимо уведомить налоговую инспекцию.
Бланк для уведомления
инспекции возьмите из письма ФНС
от 22.04.2020 № СД-4-3/6802@. Направить его
в налоговую нужно не позднее 20-го числа месяца, с которого
вы впервые начнете считать авансы исходя из фактической прибыли.
Например, если перешли на новый способ с отчетности
за январь — май, уведомление нужно было подать не позже
20 мая, за январь — июнь — до 22 июня
включительно (с учетом переноса с выходного дня),
за январь — июль — до 20 июля и т. д.
Кодекс не требует
сообщать инспекторам о переходе на квартальную уплату авансов исходя
из фактической прибыли. Но рекомендуем сделать это, чтобы
у налоговиков не возникло к вам претензий. Уведомление составьте
в произвольной форме. Главное, приведите в нем расчеты, которые
подтвердят, что вы уложились в новые лимиты.
Добавили новые формы первички или
регистров
В период карантина многие
компании были лишены возможности обмениваться документами, как раньше. Поэтому
срочно меняли договоренности, чтобы сократить документооборот. Например, начали
применять универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе
как первичку, так и счет-фактуру. Или начали обмениваться первичкой
по электронке. Такие решения должны быть отражены в учетной политике.
Дожидаться начала следующего года нельзя.
Изменения в «учетку»
вносите приказом руководителя. В нем отразите в том числе причину,
по которой вносите дополнение, и дату, с которой они действуют
(см. образец).
Образец. Приказ о дополнении
учетной политики
Приказ о дополнении учетной
политики (фрагмент)
Общество с ограниченной ответственностью «Компания»
ИНН
7710222222, КПП 771001001 127015,
г. Москва, ул. Мясницкая, д. 10, офис 70
ОГРН 1234567890123 Тел.:
(495) 925-00-00
Эл.
почта: info@company.ru
Приказ
о внесении изменений в учетную политику в целях налогового учета
г. Москва 1 апреля
2020 года
В связи с изменениями, внесенными
в Налоговый кодекс РФ и региональное законодательство
о налогах и сборах, с учетом положений статьи 313 Налогового
кодекса РФ
ПРИКАЗЫВАЮ:
Внести в учетную политику для целей
налогообложения ООО «Компания» следующие изменения:
1. Дополнить
раздел «Налог на добавленную стоимость» учетной политики для целей
налогообложения пунктом 11 следующего содержания:
«11. При
отгрузке товаров или выполнении работ (услуг) вместо счета-фактуры выставляется
универсальный передаточный документ (УПД). По требованию покупателя
(заказчика) допускается составление счета-фактуры и товарной накладной
по форме ТОРГ-12 без оформления УПД».
2. Приложение
№ 1 к учетной политике для целей налогообложения дополнить пунктами
7.1—7.10 следующего содержания:
«<…>
7.1. Для подтверждения фактов хозяйственной жизни используются унифицированные
формы документов, перечень которых приведен в приложении 2
к настоящему приказу об утверждении учетной политики.
7.2. Все
первичные документы составляются в электронном виде.
7.3. Все
первичные учетные документы подписываются усиленной квалифицированной подписью.
7.4. Обмен
электронными документами с контрагентами производится через оператора
электронного документооборота.
7.5.
Первичные учетные документы хранятся совместно с применявшимся для
формирования электронной цифровой подписи данных документов сертификатом ключа
подписи в течение пяти лет <…>».
3. Изменения,
указанные в пунктах 1—3 настоящего приказа, вводятся в действие
с 1 апреля 2020 года.
<…>
Появились новые виды операций
Дополните учетную
политику текущего года, если у организации появились новые операции
в учете или виды деятельности, которых раньше не было (абз. 7 ст. 313 НК). Допустим,
компания начала продавать, помимо прочего оборудования, еще и медтехнику.
Ее реализация не облагается НДС по статье 149 НК.
Ведь она включена в перечень из постановления
Правительства от 30.09.2015 № 1042.
Если ранее проводили
только облагаемые НДС операции, в учетной политике необходимо закрепить
правила раздельного учета. Не распределять входной налог можно только
в случае, если за квартал доля расходов на покупку, производство
или продажу объектов, освобожденных от НДС, не превышает
5 процентов. Тогда всю сумму входного налога, предъявленную поставщиками
в этом квартале, принимают к вычету.
|
Ведение раздельного учета НДС
|
Но учтите, что правило
«пяти процентов» распространяется только на те покупки, которые
предназначены одновременно для облагаемых НДС и освобожденных
от налога операций.
Попали под налоговую амнистию или
получили льготы по взносам
С 1 апреля
2020 года действуют пониженные страховые взносы на обязательное
пенсионное, медицинское и социальное страхование для всех малых
и средних предприятий (Федеральный закон
от 01.04.2020 № 102‑ФЗ). Причем «малышам»
из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей полностью спишут
налоги за II квартал и обнулят взносы за апрель — июнь
(Федеральный закон от 08.06.2020 № 172‑ФЗ).
Компания вправе,
но не обязана вносить изменения в учетную политику из-за таких
изменений. Например, пересчитывать резерв на оплату отпусков. Это нам
подтвердили в Минфине (см. комментарий). Но скорректировать
размер отчислений выгодно, если организация попала под амнистию.
|
|
Олег
Хороший,
|
государственный
советник РФ 2-го класса:
|
|
Обязана
ли организация пересчитать резерв на оплату отпусков из-за снижения
тарифа взносов
«Нет,
на начало года размер резерва определили правильно. Налоговый
кодекс не обязывает пересчитывать отчисления посреди года из-за
изменений в законодательстве.
На
конец года вы проведете инвентаризацию резерва и определитесь,
что делать с неизрасходованной суммой. В любом случае, даже если
вы будете продолжать создавать резерв в 2021 году, у вас
будет переначисление резерва на конец года из-за снижения тарифов
взносов»
|
||
В чем выгода.
Размер отчислений в резерв вы рассчитали исходя из тарифов
страховых взносов на начало года. Из-за снижения ставок
с 1 апреля фактически расходы по налогу на прибыль будут
завышены. Это не нарушение. Но тогда вы потеряете на налоге
на прибыль. Ведь авансовые платежи за апрель — июнь спишут
с учетом «лишних» расходов. И их вам придется включить
в состав доходов по итогам инвентаризации резерва на конец года.
Что нужно сделать.
В учетной политике у вас закреплен способ резервирования, предельная
сумма отчислений в резерв, которую рассчитали с учетом тарифов
взносов на начало года, и ежемесячный процент отчислений.
Из-за снижения взносов
уменьшатся предполагаемые суммы расходов на оплату труда и отпускных.
Разберемся, как бухгалтеру пересчитать размер отчислений в резерв, если
за апрель — июнь компании обнулили взносы,
а в дальнейшем она будет применять пониженные тарифы. Исходим
из того, что фактически сотрудники отрабатывают 11 месяцев
в году, плюс один месяц отпуска.
Предполагаемую годовую
сумму расходов на оплату труда нужно разделить на четыре части:
·
за январь — март;
·
за апрель — июнь;
·
остальные пять месяцев в пределах МРОТ
и свыше минималки отдельно.
Взносы
с предполагаемых расходов на оплату труда считайте так. С выплат
за январь — март по ставке 30 процентов,
за апрель — июнь — по нулевой,
а за оставшиеся месяцы к выплатам в пределах МРОТ
применяйте стандартную ставку, свыше — пониженную.
Если никто
из работников еще не ходил в отпуск, предполагаемую сумму
отпускных рассчитывайте с учетом пониженной ставки. Далее рассчитайте
ежемесячный процент отчислений в резерв на оплату отпусков:
С апреля применяйте
новый процент отчислений. При этом отчисления в резерв
за январь — март пересчитывать не надо.
|
Пример
Бухгалтер пересчитал
процент отчислений в резерв исходя из новых тарифов взносов.
Он составил 8 процентов. Предположим, что в апреле никто
из работников не брал отпуск.
Фактическая сумма
расходов на оплату труда в апреле — 180 000 руб.,
в том числе в пределах МРОТ — 60 650 руб.
(12 130 руб. × 5 чел.), сверх МРОТ —
119 350 руб. (180 000 – 60 650).
Фактическая сумма
расходов на оплату труда в апреле с учетом страховых
взносов — 216 458 руб. (180 000 руб. +
60 650 руб. × 30% +
119 350 руб. × 15% + 180 000 руб. ×
0,2%).
Ежемесячная
сумма отчислений в резерв предстоящих выплат сотрудникам в апреле
равна 17 317 руб. (216 458 руб. × 8%). Бухгалтер
включил ее в расходы при расчете авансового платежа по налогу
на прибыль за полугодие.
|
Учтите, что, даже если
вам спишут налоги, обязанность сдавать декларации и расчеты никто
не отменял.

Комментариев нет:
Отправить комментарий